В Брюсселе главы дипломатических ведомств стран Евросоюза приняли одно из самых жестких внешнеполитических решений за всю историю существования ЕС. Они договорились о введении эмбарго на импорт нефти из Ирана и замораживании зарубежных активов иранского центрального банка. С 23 января европейские компании не имеют права заключать новые контракты на поставки нефти с Ираном, а с 1 июля импорт иранской нефти в Европу должен полностью прекратиться.
Санкции должны помешать Тегерану развивать свою ядерную программу. Однако эффект от санкций без преувеличения почувствует на себе весь мир. В первую очередь санкции ЕС скажутся на проблемных странах Европы: больше двух третей европейского импорта иранской нефти приходится на Грецию, Испанию и Италию. За оставшиеся до июля пять месяцев европейцам придется найти новых поставщиков, и это неизбежно приведет к серьезным финансовым потерям, цены на нефть на мировых рынках уже начали расти.
Тегеран уже заявил, что не боится нового эмбарго: Европа в совокупности потребляет только 20% иранского нефтяного экспорта, столько же, к примеру, потребляет Китай. Все основные потребители иранской нефти находятся в Азии — помимо Китая это Япония, Индия и Южная Корея. Вашингтон и Брюссель пытаются уговорить Пекин поддержать санкции, но пока тщетно.
Угроза Тегерана в случае введения Брюсселем санкций перекрыть Ормузский пролив, через который проходит пятая часть мирового оборота нефти, пока остается всего лишь угрозой. Накануне американский авианосец "Авраам Линкольн" при поддержке британского и французского кораблей беспрепятственно проследовал через Ормузский пролив в Персидский залив. В настоящий момент помимо "Авраама Линкольна" в регионе несет дежурство еще один авианосец США — "Карл Винсон".