Руководство немецкого концерна Siemens намерено возродить проект по производству высокоскоростных поездов "Сапсан" в России. Об этом пишет газета "Коммерсантъ". Siemens необходим контракт со стороны ОАО "РЖД" на 60 поездов, поэтому немецкий концерн просит у российского руководства "политической поддержки".
Вице-президент Siemens Дитрих Меллер в ходе встречи премьер-министра России Владимира Путина с представителями железнодорожной отрасли заявил, что производство "Сапсанов" в России могло бы стать "большой темой кооперации Германии и России". Контракт со стороны ОАО "РЖД" на 60 поездов, который позволит окупить их производство в России, возможен в рамках подготовки железных дорог к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Меллер уточнил, что выпускать "Сапсаны" можно на совместном предприятии Siemens и группы "Синара" — "Уральские локомотивы", где с 2013 года начнется производство электричек Desiro. Планируется, что всего до 2020 года будет поставлено 1,2 тысячи вагонов на сумму более 2 миллиардов евро.
Siemens предлагает производить "Сапсаны" в России уже не первый год, однако в РЖД по-прежнему считают, что собирать поезда в России не имеет смысла. Президент компании Владимир Якунин в апреле отмечал, что потребность в "Сапсанах" в России ограничена, поэтому изначально было принято решение купить всего восемь составов на заводе Siemens в Германии (сейчас обсуждается покупка еще восьми поездов).
Источники газеты на рынке уверяют, что Siemens, выступив с просьбой о "политической поддержке", пытается застраховать себя от необходимости конкурировать за контракт с РЖД с другими производителями. К примеру, с французскими поездами Allegro производства Alstom (используются на скоростной линии Санкт-Петербург-Хельсинки).
Контракт на поставку первых восьми поездов "Сапсан" стоимостью 276 миллионов евро был подписан РЖД и Siemens в мае 2006 года. Кроме контракта на поставку самих поездов, РЖД тогда подписала с немецким концерном 30-летний договор на их обслуживание стоимостью 354,1 миллиона евро.
Сейчас "Сапсан" используется на маршрутах Москва-Санкт-Петербург (скорость до 250 километров в час) и Москва-Нижний Новгород (до 170 километров в час).
30 мая 2011 года в РЖД сообщили, что с момента запуска (17 декабря 2009 года) "Сапсаны" перевезли уже три миллиона пассажиров. "Сапсаны" оказались самым успешным пассажирским проектом РЖД, тогда как другие виды пассажирских перевозок для монополии убыточны.