Российский многоцелевой истребитель Су-35 будет представлен
на международной авиационно-космической выставке Airshow China-2014. После
демонстрационных полетов Китай планирует подписать договор о поставках
истребителей из России.
Как сообщает ВВС, по предварительным оценкам, речь идет о
покупке 24 самолетов за 1,5-2 миллиарда долларов. Однако, отмечает издание,
Китай зачастую начинает копировать купленную у партнеров военную технику. Так,
Пекин уже «клонировал» российские зенитные ракетные системы С-300 ПМУ, назвав
свой аналог HQ-9. А Самолет J-11 (Цзян-11) – копия российского Су-27.
В 1990-е годы до 40% российской «оборонки» работало по
китайским заказам. Деньги, полученные по тем контрактам, помогли остаться на
плаву ряду предприятий ВПК. В тоже время Китай позаимствовал ряд технологий, покупая
всего по несколько образцов техники и затем «разбирая по винтику» боевые
машины. В 2010 году Москва даже заявила, что сворачивает научно-техническое
сотрудничество с Пекином из-за технического пиратства последнего. Однако позже
компромисс был все же найден.
Главным слабым местом китайских «клонов», как правило,
являются двигатели. В то же время двигатель — одно из сильных мест российского
истребителя. Истребитель Су-35 может выполнять самые сложные и зрелищные фигуры
высшего пилотажа благодаря двигателям, оснащенным соплами с отклоняемым
вектором тяги. Можно предположить, что именно двигатель нового истребителя
больше всего интересует китайцев.
«Скопировать двигатель нельзя, просто получив образец. Для
этого придется воспроизвести весь технологический процесс. А не имея на руках
документы, сделать это очень сложно», — считает эксперт Центра анализа
стратегий и технологий Василий Кашин. Он уверяет, что двигатели российского Су-27 китайцы скопировать
не смогли и просто заменили. В течение 20 лет, используя все доступные
источники, они поэтапно воспроизводили производство и сделали свой двигатель.
«Безусловно,
есть большая вероятность того, что китайцы попытаются скопировать Су-35. Однако
на запуск самолета в серию у китайцев уйдет не менее 10 лет», — сказал в беседе
с ВВС военный обозреватель Илья Крамник.
С другой стороны, промышленность и наука в Китае развиваются
весьма быстрыми темпами, и страна стремительно сокращает свое технологическое
отставание. Например, в Поднебесной уже разрабатывают два истребителя
пятого поколения — J-20 и J-3. Это свидетельствует о высоком потенциале
китайской науки и конструкторской мысли. Однако для J-20 и J-3 пока все же
закупают российские двигатели. А значит, Пекин будет изучать Су-35 с особым
вниманием и интересом, отмечает издание.