Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Новости / Экономика / Читинские катакомбы: немые памятники забайкальской экономике
 

Читинские катакомбы: немые памятники забайкальской экономике
Фото Сергея Коновалова

Читинские катакомбы: немые памятники забайкальской экономике

Чита, как и многие другие российские города, окружена многочисленными руинами промышленных предприятий, есть они и в центре города. От комбинатов, заводов и фабрик, построенных в 60-80-е годы, уже к концу 90-х в большинстве остались одни каркасы гигантских цехов.

Местные жители используют их как локации для фотосъёмок или игры в «Ночной дозор», предприниматели — как источник бетонных плит и плохого кирпича. Редкие попытки властей реанимировать если не производство, то хотя бы инфраструктурные возможности, пока останавливаются на уровне деклараций. До сих пор самым удачным вариантом использования бывших цехов остаётся размещение в них супермаркетов и торговых центров.

Самый большой памятник советской эпохе в Чите — это руины камвольно-суконного комбината (КСК). Предприятие, запущенное на северо-западной окраине Читы в конце 60-х годов, к 80-м обеспечивало большую часть потребностей СССР в тканях, которые шли на производство школьной формы. Продукция КСК отправлялась в 150 советских городов, в Италию, Афганистан, Корею, Венгрию, Монголию.

Здесь работало больше пяти тысяч человек, а рядом с производственными цехами вырос огромный микрорайон со школами, детскими садами, училищами, поликлиниками, столовыми, дворцом культуры «Текстильщик». После распада СССР заточенное под плановую экономику предприятие развалилось буквально за несколько лет. В 1997 году производство окончательно остановили, в 2001 году оно было ликвидировано.

Вся производственная инфраструктура КСК была разворована и разрушена, оборудование пустили на металлолом и большую часть металла вывезли в Китай. Тридцатитысячный посёлок КСК остался без градообразующего предприятия, и сегодня это обычный спальный и не очень благополучный микрорайон на окраине Читы.

В 2012 году власти отдали территорию с руинами КСК в аренду предпринимателю Павлу Каплину, который намеревался вложить 100 миллионов рублей в создание на базе бывших цехов крупного сельскохозяйственного рынка уже в 2014 году. Но за два года «инвестор» смог лишь поставить здесь красный забор, за которым видны всё те же руины.

Рядом с КСК расположен ещё один крупный микрорайон Читы — ГРЭС. Градообразующее предприятие для него — обеспечивающая краевой центр теплом и электроэнергией ТЭЦ-1. Уничтожить электростанцию было невозможно, и сегодня это крупнейшая генерация ТГК-14.

Но кроме ГРЭС советские власти создали на территории посёлка и вокруг него множество промышленных предприятий. Машина по запуску новых производств работала до самого начала 90-х годов, но уничтожение СССР подвело под этой работой жирную черту.

Уникальный Читинский станкостроительный завод (ЧСЗ) расположен прямо на территории посёлка ГРЭС и на бумаге существует до сих пор. Предприятие было создано ещё в конце 50-х годов, и к началу 2000-х выпустило более 20 тысяч уникальных станков.

В частности, предприятие было единственным в РСФСР производителем магнитно-технологической оснастки — приспособлений на постоянных магнитах. Продукция ЧСЗ экспортировалась в 26 стран мира. Предприятие смогло пережить развал Союза и проработать ещё десять лет, но в конце 90-х попало в частные руки и фактически прекратило существование.

Во время визита в Читу президента Владимира Путина в июле 2013 года председатель совета директоров ЧСЗ Сергей Селезнев заявил, что руководство завода было вынуждено вывезти производство в Китай, где якобы до сих пор работают несколько десятков российских инженеров.

Это заявление Селезнева стало настоящим откровением, потому что большинство бывших сотрудников завода продолжают жить в посёлке ГРЭС, вспоминать добрые советские времена и со слезами на глазах наблюдать, как цеха родного завода постепенно отдают под супермаркеты и автостоянки.

Ещё одно предприятие на ГРЭСе — автосборочный завод. Во времена СССР здесь переоборудовали серийные грузовики для использования в условиях Крайнего Севера. Завод получал автомобили ЗИЛ-130 в собранном виде без некоторых деталей, утеплял, совершенствовал двигатели, фары, лебёдки.

В 1987 году производство было перепрофилировано на сборку и ремонт КамАЗов. В 1991 году завод попытался запустить совместную с китайцами сборку кранов на базе КамАЗа, но идея не выгорела — в 1992 году было собрано 32 машины, в 1994 году — пять, в 1995 году предприятие закрылось и в 2001 году было обанкрочено.

Сегодня на главном входе в главный корпус бывшего автогиганта написано Welcome to hell!, и для бывших сотрудников комбината, брошенных государством на окраине Читы в двух панельных девятиэтажках, это действительно ад.

В 2013 году власти заявили о намерении создать на базе бывшего автосборочного завода мультимодальный логистический центр для развития международных отношений. Но Чита находится в 600 километрах от крупнейшего российско-китайского сухопутного порта «Забайкальск — Маньчжурия», а на территории Забайкальского края кроме этого перехода насчитывается ещё четыре российско-китайских пункта пропуска.

Несмотря на скептичные оценки аналитиков, которые сомневаются в необходимости создания большого склада в 600 километрах от границы, с 2013 года неведомые инвесторы смогли облагородить хотя бы стены огромного цеха.

По дороге с ГРЭСа в центр Читы, в районе, который в народе называется «школа 17» (по номеру общеобразовательного учреждения), можно найти бывший комбинат панельного домостроения, вокруг которого, как и на КСК, вырос целый микрорайон. Теперь это просто руины, изрисованные кодами «Ночного дозора».

В центре Читы до сих пор работает некогда гигант всесоюзного масштаба — уникальный Машзавод, холодильные установки которого используются в мавзолее Ленина, а другое оборудование расходилось по 58 странам мира.

Сегодня от завода почти ничего не осталось, предприятие работает три дня в неделю и фактически ничего не производит. Налаживание здесь сборки белорусских комбайнов в конце 2000-х было последней попыткой реанимировать производство. Сейчас собственники — их несколько человек — постепенно продают территорию предпринимателям под торговые центры, саботируя призывы региональных властей (владеющих миноритарным пакетом акций — 15%) о реанимации предприятия. В 2012-2013 годах было продано четыре цеха почти за 170 миллионов рублей, и понятно, что процесс этот необратим.

Пример того, как действительно крупное промышленное предприятие, построенное во времена СССР, смогло пережить перестройку и развал Союза, в Чите всего один. Это ТЭЦ-1. Но уничтожение станции привело бы к энергетическому коллапсу, и распилить её по стандартной схеме на металлолом было бы вряд ли возможно.

Все остальные предприятия в Чите уничтожены, находятся на грани банкротства — как Машзавод, или тихонько пилят мелкие розничные заказы — как остатки ЧСЗ. Времена меняются, меняется и промышленный облик региональных центров. Но в Чите нет никаких оснований надеяться на появление промышленных гигантов в каком-то обозримом будущем. К этому не просто нет никаких предпосылок — такие возможности властями сейчас даже не обсуждаются.

Фото: Сергей Колыванов

Дата: 07.07.2014, 12:02, Источник: info.sibnet.ru, Просмотров: 1377






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0469 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 4 Время: 0,03125 сек.

Сейчас: 19.03.2024, 11:57
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella