Последний шанс Chrysler
Опытный цербер попытается спасти легенду американского автопрома
У Cerberus будет мало времени, чтобы отпраздновать свое вхождение в тройку крупнейших американских автопроизводителей. Когда выдохнется шампанское, частному инвестиционному фонду придется приступить к своей самой трудной на сегодня задаче.
Cerberus потратил $7,4 млрд на компанию, убытки которой только в первом квартале составили $1 млрд, и вряд ли она сможет вернуться на прежние позиции раньше следующего года. Кроме того, Cerberus взял на себя обязательства по выплате пенсий и медицинских пособий на $19 млрд.
Chrysler обвиняют в том, что он ориентируется на Северную Америку и рынок грузовых автомобилей, который уже длительное время переживает спад. И хотя Chrysler по-прежнему называют компанией из большой тройки, на самом деле это давно не так. Даже в США компания занимает лишь четвертое место по объему продаж, уступая Toyota, GM и Ford.
Что же такого Cerberus видит в Chrysler и почему считает, что может вернуть автопроизводителя к жизни?
Аналитики полагают, что никто не справится с этим лучше Cerberus. Компания потратила несколько лет и несколько миллиардов долларов, чтобы занять выгодную позицию на автомобилестроительном рынке. Обладая 51% финансового подразделения General Motors, она с легкостью может соединить его с собственным кредитным отделом Chrysler и создать мощное предприятие по оказанию финансовых услуг, при котором будет небольшой автомобилестроительный завод.
Но у Cerberus есть опыт и в сфере производства. В число его руководителей входят бывший директор Chrysler Вольфганг Бернхард, а также Дэвид Терсфилд, который руководил подразделениями Ford за пределами Северной и Южной Америки. Он стал членом руководства автомобильного подразделения Cerberus в апреле 2004 года.
Они вместе содействовали покупке Guilford Mills, крупного американского производителя обивочных тканей для автомобилей, и немецкого производителя пластиковых автомобильных запчастей Peguform Group. Недавно компания Cerberus дала согласие на покупку активов обанкротившегося поставщика запчастей Tower Automotive на сумму более $1 млрд.
«У Chrysler сейчас один шанс из пяти на то, что через десять лет он еще будет существовать. Вчера прогнозы были значительно хуже, - отмечает профессор бизнес-школы при Университете Мэриленда Питер Мориси. - Возможно, единственная компания, которой такая задача под силу, - это Cerberus. У нее есть опыт управления, опыт успешного сокращения расходов и желание поставить деньги на то, что автомобилестроение в США еще может быть прибыльным».
Первоочередная задача компании - заключить новый контракт с крупнейшим отраслевым профсоюзом United Auto Workers. Переговоры начнутся в июле. Хотя United Auto Workers одобрил сделку, это было сделано в обмен на обещание не сокращать количество рабочих мест более чем на 15 тысяч, о которых уже объявлено. Таким образом, в вопросе сокращения расходов руки Cerberus связаны.
Сохранив за Томом Ла Сордой пост руководителя Chrysler, компания Cerberus дала понять, что не намеревается радикально менять текущий план выхода из кризиса, по крайней мере в ближайшее время. Правда, ассортимент продукции Chrysler изменится в сторону отхода от тяжелых грузовых автомобилей и внедорожников к семейным и малогабаритным автомобилям.
Скорее всего, Cerberus сохранит все купленные вместе с компанией бренды, в том числе Jeep и Dodge, но со временем превратит свое приобретение в более гибкую компанию меньших размеров, которая будет активно искать партнеров в Азии (например, Mitsubishi), - чтобы снизить расходы.
©The Daily Telegraph, UK, 2007
17.05.2007 / ДЭВИД ЛИТТЕРИК / НЬЮ-ЙОРК
Материал опубликован в "Газете" №88 от 18.05.2007г.