Эксперты бьют тревогу: по их мнению, сразу после президентских выборов Россия наконец-то станет похожа на страны Старого Света. Правда, только в части цен на бензин. Достигнуть уровня Австрии (56 рублей за литр 95-го) и самой дорогой страны в Европе, Норвегии (70 рублей за литр), за несколько месяцев вряд ли получится — однако вполне можно прогнозировать, что автомобильное топливо довольно быстро подорожает примерно в полтора раза. Вместе с полисами ОСАГО и техосмотром. А значит, следует быть морально готовыми к тому, что вместо 29-30 рублей за литр Аи-95 придется платить 45-50. Предпосылок для этого предостаточно. Среди них — механизм компенсации "замораживания" розничной стоимости бензина, который поручил разработать вице-премьер Игорь Сечин; состоявшееся в январе повышение акцизов, высокие налоги, глобальная модернизация большинства российских НПЗ.
Спасение для автомобилистов — в скорейшем переходе НПЗ на выпуск современного топлива, считает министр энергетики Сергей Шматко. Но "Евро-5" — это перспектива 2015 года. И весьма призрачная, ведь в России до сих пор в ходу бензин класса "Евро-2", не соответствующий современным экологическим нормам, однако стоящий дороже, чем топливо более высокого класса, произведенное из российской нефти и продаваемое на АЗС в Беларуси или США.
В итоге страну ждет очередной рост цен. Не исключено, что после зимнего затишья он будет и скачкообразным. Этого мнения придерживается большинство аналитиков-экономистов и лидеров общественных организаций. "Цены на бензин будут расти. "Заморозка" была явлением временным, планового порядка, подобное мероприятие проводится уже не в первый раз. Уверен, что, как только пройдут президентские выборы, стоимость топлива вновь будет расти, тем более что нефтяные компании фактически являются главными спонсорами первого кандидата в президенты", — заявил председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
По его мнению, чиновникам просто невыгоден сценарий, согласно которому в России будут снижаться цены на бензин, так как автовладельцы и их "железные кони" — одна из главных "статей" пополнения бюджета. Транспортный налог, техосмотр, ОСАГО, но главное все же — те деньги, что остаются на заправках. Оптимистичный прогноз Похмелкина на апрель 2012 года — 31-32 рубля за литр Аи-92. Ближе к осени и следующей зиме, уверен он, ценники будут совсем другими: "Я нисколько не сомневаюсь, что в этом году бензин в России будет стоить так же, как и ряде европейских стран, — при совершенно другом уровне жизни и уровне зарплат, не говоря уже о низком качестве продающегося в нашей стране топлива".