Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) угрожает российскому рынку грузовых автомобилей. Согласно материалам Минпромторга, в 2010 году этот сегмент рынка вырастет почти вдвое, до примерно 73 тысяч штук. При этом подавляющая часть грузовиков производится в России (67 тысяч штук).
Как отмечают в Минпромторге, переговорщики от России согласовали не только резкое снижение пошлин на грузовики после присоединения к ВТО (ожидается в 2011 году), но и крайне короткий переходный период. Нынешний уровень пошлин на грузовики составляет 25%, после вступления в ВТО он должен быть понижен до 15%, а в 2015 году уже до 10%. В то же время для производителей легковушек предусмотрен переходный период в 7 лет.
При этом стратегия развития автопрома до 2020 года предполагает, что российский рынок грузовиков должен достичь 190 тысяч штук, из которых на импорт должно приходиться около 20 тысяч машин. Однако выполнить такой сценарий невозможно, если не сохранить нынешний уровень пошлин до 2015 года, после чего снижать их в три этапа (каждый по 5%) в 2015, 2017 и 2018 годах.
Вопрос обсуждался во время недавнего визита Владимира Путина в Нижний Новогород, рассказал источник в отрасли, но готового решения пока нет. Премьеру поступали предложения ограничить или вовсе запретить ввоз подержанных грузовиков, так как именно такая техника будет конкурировать с новым отечественным автотранспортом.