Россиянам тяжело собирать иномарки
Иностранные автопроизводители, начавшие сборку автомобилей в России, столкнулись с проблемой разницы менталитетов. Cтайки петербургских рабочих в течение последнего времени мигрируют с автозавода на завод, будучи недовольными оплатой и условиями труда. В частности, на заводе Toyota их не устраивает производственная система Toyota, построенная на философии "кайдзен", известная своей эффективностью, жесткостью и рациональностью. Русские говорят, что не хотят быть "роботами". Дилеры считают, что автопроизводителям придется прислушаться к недовольным, иначе это скажется на качестве собираемых автомобилей.
Как сообщают источники на заводе Toyota, сотрудников питерского офиса не устраивает корпоративная культура компании. Им не нравится, например, что после рабочего дня, который официально заканчивается в 17.00, плохим тоном считается пойти домой. Приветствуется, чтобы сотрудник остался на работе часов до 20.00, поработал на благо компании. Обычный корпоративный ритм, в котором живет неугомонная Москва, медлительному и романтическому Питеру оказался чужд. Рабочие конвейера также выражают недовольство: сборка автомобилей у нас традиционно считалась делом простым, механическим, безыдейным, поэтому строгие планирование и отчетность для конвейера видятся россиянам абсолютно необязательными.
Источники в кадровой службе питерского автозавода GM сообщают, что к ним регулярно приходят недовольные люди с завода Toyota, которых, впрочем, американцы к себе брать не спешат. По мнению кадровиков, речь идет о специфическом складе людей, "бунтарях", которых постоянно не устраивают условия труда. Между тем, условия труда на всех питерских автопредприятиях сегодня примерно одинаковы, отмечают эксперты. Зарплата на конвейере составляет около 20 тыс. рублей, на площадке GM в самом городе, где собирают Opel, платят чуть больше, но там, в отличие от Toyota, вместо конвейера стационарные подъемники, поэтому и работать тяжелее.
Возможно, что для того, чтобы японская пропаганда возымела воздействие на русских фермеров, набранных по Ленинградской области, понадобится какое-то время. Российские дилеры, впрочем, считают иначе и уверены, что действовать нужно сейчас - более ощутимыми средствами, то есть деньгами. Свидетелями того, что как коллективные брожения и недовольства могут влиять на работу автопредприятия, мы видели осенью, когда бастовали рабочие Ford: вследствие почти трехмесячной забастовки предприятие понесло колоссальные убытки. О том, что автозаводы обречены на забастовки, кадровики предупреждали еще в прошлом году. "В Питере открывается слишком много площадок, поэтому остается либо переманивать людей, либо нанимать кого попало, - комментирует директор по исследованиям КА "Автокадр" Константин Прохорцев. – Единственное, чем можно удержать таких людей, это бонусы, премиальные".