Сибирский авторынок переживает не лучшие времена — крупные
дилеры не могут продать новые автомобили из-за глобального увеличения цен, а
сегмент подержанных иномарок просел из-за удорожания кредитов. В итоге, несмотря на то, что цены на авто с пробегом опустились ниже прошлогодних, продажи стоят. Главная автобарахолка Сибири пустеет.
НЕ ПОКУПАЮТ
В конце зимы из-за затишья на авторынке и прекращения
поступлений иномарок с востока страны, в Сибири возник ценовой парадокс —
машины с правым рулем без пробега стали порой дороже леворульных аналогов.
В апреле ситуация начала возвращаться к привычному балансу,
но после майского скачка курса доллара продажи японских авто снова встали. «Скачок
доллара даже в пять рублей имеет по-настоящему большую разницу для приобретения
автомобилей в Японии. Грубо говоря, дешевая машина вырастает в цене на 80-100
тысяч, а дорогая — на 200 тысяч рублей», —
комментирует генеральный директор «СибАвтоИмпорт» Виталий Смиян.
Несмотря на то, что сейчас цены на подержанные иномарки
остаются низкими в сравнении с аналогичным периодом прошлого года,
новосибирские продавцы жалуются на слабую активность покупателей. «Сейчас цены
на подержанные автомобили гораздо ниже, чем прошлым летом практически на все
модели, за исключением некоторых марок вроде Honda CRV, RAV-4 — на них ценник
держится, потому что это достаточно популярные машины, тем не менее, никто
почти ничего сейчас в Новосибирске не покупает», — подчеркивает Смиян.
Автоэксперт связывает такое снижение потребительского спроса с «кредитной темой» — 50-60% машин в России еще в прошлом году приобреталось в кредит, а когда Центробанк повысил ставку, автокредит поднялся в среднем до 25% — многим стало это не по карману, так как «покупая автомобиль на пять лет, владелец переплачивает за него практически 100% от его стоимости».
МОДЕЛЬНЫЙ РЯД
Кризис значительно не отразился на модельном ряде в регионах. В столице Сибири выставлены на продажу те же марки иностранных автомобилей, которые продавались в прошлом году. Но покупать стали меньше, и поставок тоже меньше. «Продажи на новосибирском авторынке стоят, но если сравнивать с динамикой прошлых двух месяцев, то уже начинают поступать звонки, рынок постепенно оживает», — подчеркнул специалист по продажам автомобилей с пробегом Андрей Михайлов.
Он отметил, что сейчас покупателям из Омска и других регионов
Сибири не обязательно ехать за автомобилем в Новосибирск, так как можно найти
«ценник поинтереснее» в направлении Екатеринбурга или в Забайкалье — Чите и
Улан-Удэ, по его словам, всегда тяжело идут продажи машин.
Все автоэксперты сходятся во мнении, что покупают машины
сейчас в основном через объявления на специализированных сайтах, почти не
прибегая к поиску железного коня на барахолках. С этим мнением согласны и
некоторые перекупщики и автолюбители. Так, Вячеслав Баев, работающий рядом с
авторынком «Столица», говорит, что автобарахолка по сравнению с прошлыми годами
сильно опустела, машин мало, а которые стоят сейчас, очень дорогие. «Также
очень дорого стало загонять авто на территорию рынка — от 200 до 350 рублей в
день, в зависимости от года автомобиля», — добавил собеседник.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ
По прогнозу директора «СибАвтоИмпорт», затишье на сибирском
авторынке продолжится до конца лета, а дальше все будет зависеть от ситуации в
стране и от курса доллара: «При сегодняшней ситуации весь рынок новых
автомобилей до 2017 года резко встанет — когда доллар дошел до 70 рублей,
дилеры в панике подняли цены на машины на 50% от ее стоимости, а когда валюта
стала дешеветь, ценник все равно остался прежним, при этом рынок поддержанных
авто очень просел».
«Получается так, что свежий Lexus 570 стоит 7 миллионов, а
точно такой же Lexus 2014 года можно выторговать за 4 миллиона. И смысл за год
разницы умному человеку переплачивать в два раза?», — говорит Смиян.
ИСТОРИЯ ПАДЕНИЯ
После декабрьского ажиотажа, когда казахи массово раскупали
автомобили от Москвы до Новосибирска, рынок резко встал, машины всех годов
выпуска подорожали в той или иной степени. Если в декабре средние цены выросли
только на автомобили «до трёх лет», то в начале этого года подорожало вообще
всё.
Сибирскому федеральному округу на фоне общего удорожания
автомобилей немного повезло: здесь цены, напротив, опустились — на 5% упала
стоимость поддержанных машин в Новосибирской области в январе, по отношению к
декабрю 2014 года. Подешевели на 10% автомобили марок Toyota Camry, Subary Forester.
ЭТО НЕ ПРЕДЕЛ?
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, только за
один месяц произошло снижение продаж новых автомобилей почти на 38%. Также
резко снизилась реализация машин и на вторичном рынке — на 24%, по данным
«Автостата».
Скидочные акции, объявленные производителями, не спасли. Продажи
автомобилей в целом в России упали в восемь-девять раз. Что не могло не
сказаться на модельном ряде и еще раз не сказаться на цене — какие-то модели просто
перестают завозить, а сроки акций заканчиваются и продавцы, чтобы, хотя бы,
выйти на окупаемость, вновь взвинчивают цены. И, по мнению экспертов, это еще
не предел.
Что же ждет авторынок в ближайшем будущем? Дилеры и
автоэксперты единогласно заявляют, что определяющим фактором спроса на
автомобили станет цена, движимая курсом рубля, а также локализация и задачи
конкретного игрока на рынке. Поэтому советовать с уверенностью — ждать или
покупать сейчас — никто не может.