Автомобилисты жалуются на многочисленные отказы страховщиков
предоставлять скидки по ОСАГО за безаварийную езду. Страховщики же уверяют, что
это единичные случаи и причина — в сбое автоматизированной системы данных.
«В мой адрес поступила информация от граждан, обеспокоенных
следующей проблемой. Автовладельцы, желающие приобрести полис ОСАГО, при
перезаключении договора обнаруживают, что утрачена так называемая скидка за
безаварийную езду — КБМ (коэффициент бонус-малус)… Множество граждан при
проверке своих данных сталкиваются с тем, что имеющиеся в базе сведения
некорректны, а это ведет к утрате права на скидку», — говорится в запросе депутата
Госдумы Ярослава Нилова (ЛДПР), направленном президенту РСА Игорю Юргенсу и
главе Центробанка Эльвире Набиуллиной (ЦБ регулирует сферу страхования).
С 2011 года все данные о скидках хранятся в единой
автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков
(РСА). Данные в нее вносятся только страховыми компаниями. Бонус-малус делит
автомобилистов на классы в зависимости от стажа страхования, количества аварий
либо их отсутствия — автолюбителям присваиваются понижающие или повышающие
коэффициенты. С применением коэффициентов полис может быть на половину дешевле
или в два с половиной раза дороже.
Страховые агенты, пожелавшие остаться неназванными,
подтвердили «Известиям» нестабильность в работе базы страховщиков. « Проблемы с
определением коэффициента бонус-малус возникают через одного клиента. Вот одну
семью страхую не первый год: они все взрослые водители, никаких аварий, а
скидку по ОСАГО система не выдает. Еще был случай — у одного клиента приписали
зачем-то к фамилии лишний мягкий знак. Случайно это вскрылось, были большие
проблемы с оформлением полиса. Это тоже говорит о качестве системы», — рассказал
один из собеседников.
На одном из интернет-ресурсов, позволяющих проверить наличие
скидки в системе РСА (kbm-osago.ru), звучат более жесткие комментарии в адрес
страховщиков: «Объясните, я 25 лет за рулем без аварий. А с этой базой у меня
4-й класс (скидка 5% вместо максимальной — 50%). Где справедливость?»—
недоумевает пользователь Сергей.
«У меня водительский стаж 19 лет, а КБМ не найден, возвращен
стандартный класс. Почему?» — негодует пользователь Alex. «Достал уже этот бардак.
Я считаю, что если стаж больше 10 лет и нет никаких данных об аварийности
страхователя, то КБМ должен быть 0,5 по презумпции невиновности», — пишет Юрий.
В РСА признают сбои в своей базе, но упирают на то, что это
единичные случаи. «В базу данных РСА ежегодно вносится более 40 миллионов
записей, и, безусловно, такой массив не может быть идеально чистым. Но мы ведем
постоянную работу по проверке базы и устранению ошибок. В случае неправомерного
применения коэффициентов автовладельцы могут обратиться в РСА. Надо
подчеркнуть, что КБМ эффективно применяется при расчетах стоимости полиса», —
сообщили изданию в пресс-службе РСА.
Страховщики предполагают, что сбои могут быть связаны с
ошибками самих водителей. «Если человек в течение года не страховался, то при
заключении договора на следующий год история страхования начинается заново. Как
и в случае с любой базой данных, при работе с базой РСА есть вероятность
попадания в нее некорректных или неполных данных, опечаток и т.д. Нередко
автомобилист, поменявший водительское удостоверение (например, при смене
фамилии), забывает сообщить об этом своему страховщику, как того требуют
правила страхования...», — объясняет начальник
отдела методологии автострахования компании СОГАЗ Юрий Горцакалян.
Чтобы решить проблему, водителю рекомендуют
вернуться к старой схеме, действовавшей до начала работы базы РСА, — обращаться
в свои старые страховые компании со старыми полисами ОСАГО, собирать справки о безаварийной
езде. «После исправления данных вы можете написать заявление в страховую
компанию, с которой уже заключен договор, и она вернет вам переплаченную часть
страховой премии. Но с этим лучше не затягивать — если срок действия
заключенного договора истечет, вернуть по нему переплаченную премию уже нельзя»,
— добавил Горцакалян.