В следующем году планируется введение утилизационного сбора на отечественные автомобили, а также прекращение программы льготного кредитования. Все это может привести к существенному увеличению розничных цен на новые автомобили, произведенные в России.
Минпромторг подготовил уже два проекта документов, по которым государство берет на себя обязательства компенсировать автозаводам расходы на выпуск автомобилей экологических классов Евро-4 и Евро-5. Субсидии призваны возместить часть затрат на производство и поддержку гарантийных обязательств, покрыть затраты на НИОКР, энергоресурсы и содержание рабочих мест. Эксперты утверждают, что на самом деле эти средства призваны возместить потери отечественных автопроизводителей от уплаты утилизационного сбора. Однако компенсацию предприятия будут получать в конце каждого квартала, начиная с 2014 года. Таким образом, первые деньги могут поступить на счета заводов не раньше апреля.
Однако утилизационный сбор всем без исключения компаниям, в том числе российским производителям, придется платить уже с 1 января. По закону базовая ставка для легковых автомобилей – 20 тысяч рублей. Таким образом, к цене каждой Lada, в ПТС которой стоит год выпуска 2014-й, будет прибавляться 26,8 тысяч рублей. (коэффициент – 1,34). Как отмечают эксперты, это немало, ведь цена самой простой Lada Granta стартует с 279 тысяч.
С коммерческими автомобилями ситуация еще хуже. Ведь тут базовая ставка – 150 тысяч рублей. Таким образом, с первого января популярные "Газели" и Ford Transit могут подорожать на четверть. Но больше всего грозит взлететь цена грузовых автомобилей, собранных в России. Так, КАМАЗ-43118 (коэффициент 2,9) прибавит в цене сразу 435 тысяч рублей.
Это не значит, что все производители автоматически увеличат ценники именно на эти суммы. Но в бюджет они эти деньги обязаны отдать, при этом компенсации поступят предприятию спустя 3-4 месяца. Таким образом, часть расходов производители будут вынуждены переложить на покупателей. Эксперты прогнозируют, что непродуманные меры по защите российских автогигантов могут привести к падению российского автомобильного рынка на четверть уже в начале 2014 года.