Нефтяным компаниям повышают качество
В России запретят производить бензин ниже "Евро-3"
В скором времени российским нефтеперерабатывающим заводам запретят производить топливо ниже экологического стандарта "Евро-3". По мнению спикера Совета федерации (СФ) Сергея Миронова, это может произойти, например, в течение двух лет.
«В течение этого срока те HПЗ, которые не перейдут на производство такого бензина, будут облагаться налогом, допустим, плюс 10%. Кто перешел - минус 10%», - сказал Сергей Миронов. С соответствующей инициативой верхняя палата российского парламента планирует выйти в ближайшее время. Законом, говорит Миронов, будет установлена дата, «например, с 1 января 2009 или 2010 года, когда в России будет производиться только высококачественный бензин».
Как сообщил спикер СФ, эту инициативу он обсуждал с главой ЛУКОЙЛа, и Вагит Алекперов сказал, что его компания готова перейти на производство только высококачественного бензина, "но у нее нет стимула". "Алекперов поддержал мою идею о налоговых льготах для производителей хорошего бензина", - отметил Миронов.
По мнению аналитиков, вряд ли в случае принятия закона нефтяники отделаются 10-процентным увеличением налоговых сборов. "Также нет уверенности, что «правильным» НПЗ облегчат налоговое бремя", - отмечает руководитель проектов компании «Объединенные стратегические консультанты» София Шестер. По ее мнению, предлагаемые Мироновым санкции будут актуальны до начала действия закона, после 1 января 2009 года заводы будут вынуждены либо закрыться, либо перейти на новые стандарты. Сам же переход будет весьма обременительным для российских нефтяников. В среднем для модернизации одного НПЗ с целью углубления переработки нефти и повышения качества моторного топлива потребуется около $350 млн. Впрочем, стоит отметить, что для некоторых компаний такой путь является стратегическим направлением развития бизнеса.
Проект закона, который запретит выпускать топливо со стандартами ниже "Евро-3", прежде всего будет выгоден компаниям, имеющим большие сети автозаправок. Сегодня водители предпочитают экономить и покупать менее качественное топливо, поэтому стандарт "Евро-3" в настоящее время неконкурентоспособен. С принятием закона низкокачественное топливо исчезнет с заправок, освободив место "Евро-3". Таким образом, вложения в модернизацию окупятся довольно быстро. Именно потому этот закон лоббирует компания ЛУКОЙЛ, которая уже давно активно вкладывается в развитие своих НПЗ и сети заправок. Новый закон уберет с заправок низкокачественное и более дешевое топливо и позволит компании довольно быстро вернуть вложенные в модернизацию заводов средства.
Кроме ЛУКОЙЛа к потенциальным нововведениям готова и "Газпром нефть". По словам пресс-секретаря компании Натальи Вялкиной, об инициативе парламентариев "Газпром нефти" известно. "Мы ее рассматриваем с положительной точки зрения. Более того, наш Омский НПЗ готов к такому переходу", - отметила представитель "Газпром нефти". Что же касается других российских нефтяных компаний, то получить какие-либо комментарии не удалось. В частности, пресс-секретарь компании ТНК-ВР Александр Шадрин отказался комментировать корреспонденту "Газеты" новый законопроект - впрочем, как и говорить о готовности компании к переходу на производство высококачественного бензина. Связаться с представителями государственной "Роснефти" не удалось.
24.05.2007 / ИРИНА КЕЗИК
Материал опубликован в "Газете" №93 от 25.05.2007г.