Президент позвал в дорогу
Владимир Путин призывает развивать российский транспорт
Развитие транспортной инфраструктуры стало одной из тем послания президента Федеральному собранию. "Необходимо предпринять безотлагательные меры по развитию сети международных транспортных авиацентров", - заявил Владимир Путин собравшимся. По мнению президента, правительство должно разработать соответствующую программу, которая бы предусматривала приватизацию аэропортов, а также возможность заключения концессионных соглашений по аэропортовой инфраструктуре, в том числе взлетно-посадочным полосам. В госсобственности, считает президент, должны остаться только стратегически значимые аэропорты.
Судя по всему, именно ожиданием свежих указаний президента и объясняется задержка Минтранса с внесением в правительство Концепции развития аэропортов. Представить ее Игорь Левитин должен был в этом месяце. Но, по словам пресс-службы Минтранса, документ все еще находится в разработке. Тем не менее совершенно очевидно, что после указания оставить в госсобственности только самые значимые аэропорты министерство выйдет наконец с предложением создать государственную управляющую аэропортную компанию на базе «Шереметьево» путем слияния всех мало-мальски значимых государственных активов.
Кроме аэропортов Владимир Путин призвал развивать и порты обычные. Недопустима ситуация, при которой основной грузопоток России идет через порты иностранных государств, заявил президент. Президент призвал правительство разработать инвестпрограммы российских морских портов и завершить наконец создание портовых зон со свободным режимом налогообложения. Законопроект о портовых экономических зонах разрабатывается уже давно, и сроки его принятия неоднократно переносились. Как признал на заседании правительства в четверг глава МЭРТа Герман Греф, по поводу этих сроков "было уже три письменных поручения президента, мы их сорвали".
Самой же масштабной «транспортной» инициативой президента стало предложение построить вторую очередь канала Волга - Дон. По словам Владимира Путина, проект «не просто даст выход прикаспийским государствам в Черное и Средиземное моря, в Мировой океан, но и качественно изменит их геополитическое положение и позволит им стать морскими державами». И, хотя президент об этом умолчал, вернет России роль транзитного коридора для каспийской нефти, которую она постепенно утрачивает. Как заявил, министр транспорта Игорь Левитин, комментируя слова президента, для строительства второй линии Волго-Донского канала может быть сформирован международный консорциум с участием прикаспийских государств.
Специалисты скептически относятся к этим планам. Строительство такого канала вряд ли возможно и уж точно не принесет пользы, уверен директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. В первую очередь потому, что непонятно, какие перевозки по нему будут осуществляться. «Уж если по расстроенному и раскатанному Рейну ходят баржи водоизмещением максимум 20 тысяч тонн, то что уж говорить о Волга - Доне», - возмущается аналитик. До сегодняшнего дня пропускная способность Дона использовалась всего лишь на 55% от возможной, а судоходство на участке Калач - Лиски вообще находится под угрозой прекращения. Дело в том, что на протяжении нескольких сот километров глубина реки местами едва достигает 60 см, тогда как для безопасного прохождения судов необходимо хотя бы 80 см. «Дон надо "прочесывать" весь и полностью, особенно в дельте, - продолжает Алексей Безбородов. - Вторая проблема - построить вначале нормальные речные порты».
26.04.2007 / ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ
Материал опубликован в "Газете" №77 от 27.04.2007г.