С нового года у российских автомобилистов начинается новая жизнь: с 1 января изменяется порядок проведения техосмотра. Теперь сотрудники ГИБДД не будут проверять у водителей наличие талона ТО, а машинам моложе трех лет вообще не нужно будет проходить техосмотр. На этом хорошие новости для автовладельцев, похоже, заканчиваются.
Согласно новым правилам, функции обязательного технического осмотра автомобилей переходят из ведения МВД к коммерческим техцентрам, аккредитацией которых будет заниматься Российский союз автостраховщиков (РСА). Главное новшество касается полиса ОСАГО: его можно будет купить только при наличии талона техосмотра, срок действия которого истекает не менее чем через шесть месяцев с того момента, как человек обратился в страховую компанию.
Техосмотр можно проходить не только по месту регистрации автомобиля, а в любом аккредитованном пункте ТО. Количество этих пунктов должно увеличиться. В середине декабря Минэкономразвития заявило, что уже с нового года пунктов ТО станет вдвое больше. Впрочем, эксперты уверены, что этого не произойдет, поскольку ведомства не успели своевременно подготовиться к введению нового закона и некоторые необходимые нормативные акты принимались впопыхах за считанные дни до нового года. Больше всех в этой ситуации пострадают те автовладельцы, у которых полис ОСАГО заканчивается в январе. Если они не смогут пройти технический осмотр, то не смогут продлить и полисы ОСАГО, а, это значит, что им придется пересесть на общественный транспорт, поскольку ездить за рулем без полиса ОСАГО закон запрещает.
Туго придется и желающим купить подержанное авто. Если срок техосмотра, который проводил прежний владелец, истек, то новому хозяину придется сначала ехать в техцентр, а уже потом — в страховую компанию.
Согласно новому закону, операторы техосмотра должны нести ответственность за техническое состояние автомобиля. То есть, если автомобиль попал в аварию из-за технической неисправности, страховая компания вправе потребовать от техцентра возместить стоимость ремонта. Эксперты сомневаются, что эта норма будет работать, поскольку доказать, что ДТП произошло именно из-за неисправности автомобиля, практически невозможно. "Не существует института оценки, до сих пор у нас нет единой утвержденной методики", — пояснил лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. Между тем, по оценке лидера Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, из-за технической неисправности происходит лишь 0,3% аварий.
Новый порядок техосмотра призван искоренить коррупцию в этой сфере, увеличить количество техцентров, которые могут его проводить, и уменьшить очереди на ТО. Участники рынка и независимые автоэксперты называют новый закон бессмысленным и в один голос утверждают, что коррупцию он не искоренит, так как она "перетечет" от ГИБДД к страховщикам, а очереди на ТО только увеличатся. Эксперты сходятся в том, что обязать водителей следить за техническим состоянием своих авто нужно, но механизм, прописанный в новом законе, неэффективен.