Депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект, который упраздняет механизм гарантий утилизации старых машин для компаний, производящих автомобили на территории РФ. Таким образом, документ обяжет отечественных автопроизводителей платить утилизационный сбор.
Помимо российских компаний, утилизационный сбор будут взимать с автомобилей, ввозимых с территории Казахстана и Белоруссии, а также с машин, произведенных в Калининградской области — свободной таможенной зоне (зона, в которой товары размещаются и используются без уплаты таможенных пошлин и налогов). Таким образом, все компании, в том числе и те, которые ввозят в Россию транспортные средства из-за рубежа, будут платить в РФ утилизационный сбор на равных условиях.
В пояснительной записке к законопроекту, который был внесен в Госдуму правительством, отмечено, что документ разработан для адаптации российского законодательства к условиям членства страны во Всемирной торговой организации (ВТО). На заседании Думы замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов заявил, что, несмотря на отмену механизма гарантий, правительство рассматривает систему мер, направленных на поддержание отечественных автопроизводителей.
Утилизационный сбор был введен в России 1 сентября 2012 года. Его базовая ставка для легковых автомобилей составляет 20 тысяч рублей. Эта сумма в дальнейшем умножается на специальный коэффициент, который может изменяться, например, в зависимости от возраста транспортного средства. Гарантийные обязательство по утилизации старых автомобилей взяли на себя, в частности, "АвтоВАЗ", "Группа ГАЗ" и "Соллерс".
В июле стало известно, что страны-участницы ЕС намерены подать на Россию в суд ВТО из-за утилизационного сбора. Европейские чиновники отметили, что проблема заключается не в самом сборе, а именно в том, что компании, производящие автомобили в РФ, его не платят. При этом российские власти сообщили о возможности отмены механизма гарантий утилизации задолго до заявлений стран ЕС — в феврале.