Lada Samara. Фото "АвтоВАЗа"
Во вторник, 24 декабря, с конвейера "АвтоВАЗа" сошел последний из автомобилей семейства Lada Samara — пятидверный хэтчбек. Таким образом, выпуск "Самар" в Тольятти полностью прекращен — седаны этого семейства были сняты с производства в декабре 2012-го, а трехдверные хэтчбеки — летом 2013-го. Преемником "Самары" должен стать хэтчбек Granta, который в предстоящем году планируется освоить на автозаводе в Ижевске.
Напомним, что Lada Samara стала первым серийным переднеприводным автомобилем "АвтоВАЗа", разработка модели началась в конце 1970-х. Первый опытный образец был изготовлен в декабре 1978-го, а уже в следующем году было принято решение о подготовке к началу серийного выпуска. Позже тольяттинцы подписали контракты с фирмами Porsche (консультант по конструкции) и UTS ("дочка" FIAT, консультант по технологии), специалисты которых должны были помочь советским автомобилестроителям ускорить "доводку" машины.
"Проект "Самара" был уже частично в разработке инженеров "АвтоВАЗа", когда мы к нему подключились. Речь шла о том, чтобы поднять этот автомобиль до высочайшего западного уровня", — вспоминал позже представитель Porsche Гориссон.
Для Lada Samara у различных зарубежных фирм было приобретено более 20 лицензий, в том числе на реечное рулевое управление, сцепление, передние дисковые тормоза, подвеску нового типа, замки дверей, шины и так далее. Разработка новинки была завершена к 1984 году, после чего машина пошла в серию. За прошедшие с тех пор годы на "АвтоВАЗе" и фирмах-партнерах было изготовлено более 5,2 миллиона автомобилей Lada Samara, около 70% которых пришлось на машины первого поколения (выпуск машин второго поколения начался в 1997 году).