АЗС Московской области
Автозаправочные станции в столичном регионе объединят под одной маркой
На базе малых компаний-операторов рынка нефтепродуктов в Московской области вскоре может быть создана крупнейшая в столичном регионе сеть автозаправочных станций (АЗС). Как стало известно "Газете", близкий к правительству области Московский межрегиональный нефтяной союз (ММНС) разрабатывает "систему оказания услуг на автозаправочных станциях" с использованием собственного коллективного товарного знака «ММНС-Сеть».
По словам председателя совета директоров ММНС Юрия Зуева, еще год назад у крупных интегрированных компаний началось сворачивание джобберских и франчайзинговых схем. В результате появилось много небольших самостоятельных компаний-операторов рынка нефтепродуктов. Как сообщил Юрий Зуев, в Подмосковье работают около 400 независимых или объединенных в малые сети АЗС. Это 30% от общего числа автозаправок в столичном регионе. «У этих предприятий возникают проблемы с эксплуатацией, оформлением разрешительной документации и снабжением своих АЗС», - рассказал глава ММНС. Стремление помочь в решении этих проблем, по его словам, и стало одной из причин создания системы. «Тем более что у этих предприятий есть такие конкуренты, как ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Русснефть», - заметил он.
Помимо объединения АЗС под одной маркой ММНС планирует разработать единую электронную систему расчетов с внесением информации о наименовании, количестве, данных паспорта качества, данных о поставщике и производителе нефтепродуктов. Работа по созданию этой системы начнется уже осенью этого года. По мнению главы ММНС Юрия Зуева, создание подобной организации повысит экономическую эффективность работы АЗК, а также поможет защитить их интересы перед органами власти и контрольно-разрешительными органами по принципу коллективной ответственности. "Кроме того, повысится качество услуг и качество топлива. Гарантией качества услуг станет единая торговая марка для предприятий, входящих в систему", - добавил Юрий Зуев.
Для объединяемых АЗС важными останутся гарантии качества нефтепродуктов. Одной из главных причин, побудивших крупные компании отказываться от сотрудничества с джобберами, было как раз то, что продавцы под маркой вертикально-интегрированной нефтяной компании (ВИНК) торговали некачественным топливом. Лишившиеся "крыши" заправщики столкнулись с оттоком клиентов, которые предпочитают заправляться на АЗС под проверенной маркой. Поэтому для многих независимых заправщиков инициатива ММНС придется как нельзя кстати.
С этим согласен вице-президент Российского топливного союза и президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша. «Да, мне известна инициатива МННС, и я считаю ее разумной. Другими словами, это будет аналогичная МТА областная организация», - отметил он в интервью корреспонденту «Газеты». В том, что предложение ММНС создать единую систему выглядит весьма заманчивым для всех игроков топливного рынка, уверены и отраслевые эксперты. Однако, по их мнению, успех «ММНС-Сеть» будет зависеть от того, какие условия работы сможет предложить столичным операторам топливного рынка ММНС.
Как полагает аналитик юридической компании «Универсальный регистратор» Марк Йонтофсон, скорее всего, ММНС сделает упор на организации сотрудничества небольших самостоятельных компаний-операторов рынка нефтепродуктов с крупными игроками. "Прежде всего это касается проблем снабжения АЗС. Основной объем бензина в Москву и Подмосковье поставляется из Нижнего Новгорода (ЛУКОЙЛ), из Ярославля («Газпром нефть») и из Рязани (ТНК-ВР)", - рассказал аналитик. По его мнению, ММНС, видимо, готов стать посредником при переговорах более мелких компаний с крупными игроками рынка.
Кроме того, отмечает Марк Йонтофсон, имеющийся у ММНС административный ресурс позволит оперативно решать проблемы с оформлением разрешительной документации. Московский межрегиональный нефтяной союз будет также лоббировать интересы своих компаний в администрации Подмосковья, защищать их интересы перед органами власти и контрольно-разрешительными органами. Взамен крупные игроки, такие как ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР, получат четкое разграничение рынка, а Московская область - гарантированное качество топлива.
Аналитик компании «Ак Барс Финанс» Александр Блохин тоже считает, что независимые операторы, которые в качестве долгосрочной цели ставят развитие своего бизнеса, вынуждены будут сделать какие-то шаги, чтобы привлечь покупателей. Как полагает эксперт, одним из вариантов может быть то, что предлагает Зуев. "Успех этого варианта зависит от того, во-первых, насколько ощутима для независимых будет выгода от использования системы, - пояснил Александр Блохин. - И, во-вторых, как много среди них на рынке найдется «ответственных» игроков".
29.05.2007 / ИРИНА КЕЗИК
Материал опубликован в "Газете" №96 от 30.05.2007г.