Иномарки завоевывают Россию
Сразу несколько зарубежных автопроизводителей ведут с МЭРТ переговоры о строительстве заводов
В России ждут глобальной экспансии иностранных автопроизводителей. Как заявил МЭРТ, уже в этом месяце ожидаются переговоры с представителями концернов Suzuki, Mitsubishi и Peugeot-Citroen на предмет промышленной сборки иномарок в России. Вместе с недавним заявлением первого вице-премьера РФ Сергея Иванова о неконкурентоспособности российских автомобилей это заставляет поверить, что власть решила изменить вектор развития автопрома.
Защита отечественного производителя уступит место преференциям для совместных предприятий. Однако инструменты для этого будут использоваться прежние - высокие таможенные пошлины и, как следствие, удорожание автомобилей иностранного производства.
Многочисленные детали В Минэкономразвития РФ обратилось порядка 50 компаний по вопросам производства автокомпонентов в России, сообщил заместитель директора департамента инвестполитики МЭРТ Дмитрий Левченков журналистам в пятницу в Иваново. "Сейчас несколько соглашений готовятся к процедуре подписания. Всего обратилось порядка 50 компаний", - приводит слова чиновника агентство "Интерфакс". При этом Левченков подчеркнул, что соглашения будут подписаны не со всеми обратившимися компаниями. Он также напомнил, что на прошлой неделе было подписано первое соглашение по сборке автокомпонентов в РФ - Минэкономразвития России и ООО "Тойота Бошоку" подписали соглашение о промышленной сборке автомобильных сидений. |
Похоже, российское правительство, разочаровавшись в привычной политике субсидирования российских производителей, решило взять за образец китайский автопром. В Китае в 80-х годах прошлого века было принято решение привлекать в страну иностранных автопроизводителей с помощью льгот для СП и 100-процентных пошлин на ввозимые иномарки. Результат не заставил себя ждать - вскоре в стране прочно обосновались Volkswagen, GM, Toyota, Honda, Hyundai, Ford. Словом, именно те производители, которые или уже пришли в Россию, или прихода которых ждут со дня на день.
На днях заместитель директора департамента инвестполитики МЭРТ Дмитрий Левченков пообещал, что в апреле пройдут переговоры еще с шестью автопроизводителями. Среди них Левченков назвал Suzuki, Mitsubishi, Peugeot-Citroen и Great Wall. По словам чиновника, Suzuki уже вела переговоры о сборке автомобилей на мощностях Nissan, но компании не сошлись в нескольких принципиальных вопросах. В результате, говорит Левченков, Suzuki планирует построить собственный завод с нуля (проект green field) и рассматривает несколько регионов, в первую очередь Санкт-Петербург. Левченков также отметил, что 17 апреля состоится встреча с представителями Peugeot-Citroen, где должны будут утверждаться вопросы о сроках подписания соглашения и регионе. Французы предполагают разместить свои мощности в Нижнем Новгороде.
Наблюдатели считают, что у правительства просто кончилось терпение. По словам эксперта инвестиционного банка «Траст» Евгения Шаго, правительство ждало, пока АвтоВАЗ создаст что-нибудь дельное. Но после того как автогигант отчитался о завершении первого этапа работы над новой моделью С-класса, лимит был исчерпан. Оказалось что новая модель, разработанная АвтоВАЗом в содружестве с Magna, будет стоить около $12 тысяч. «Через три года, когда модель встанет на поток, цена ее будет составлять уже $14 тысяч. А в этом ценовом диапазоне хватает предложений и помимо АвтоВАЗа», - подчеркивает Шаго.
Что касается планов по созданию в России СП - они пока очень неопределенные. Более-менее ясно с Nissan, Toyota и Volkswagen. Эти компании уже обнародовали свои планы по поводу строительства мощностей. С планами Suzuki, Mitsubishi и Peugeot-Citroen нет вообще никакой определенности. Эксперты считают, что компании будут ставить заводы по производству автомобилей гольф-класса: например, Mitsubishi Lancer, Peugeot 307 и Citroen С4. Все они находятся в ценовом диапазоне около $17 тысяч. По мнению Евгения Шаго из «Траста», локализация удешевит их на 25% - примерно до $12,7 тысячи. То есть соотносимо с новой моделью АвтоВАЗа.
Непонятно также, станут ли выбирать иностранцы под завод готовые площадки или начнут строить мощности с нуля по примеру Toyota. Что касается японских производителей, они, по мнению экспертов, предпочтут проекты green field, поскольку их модель управления чувствительна даже к проектированию помещений. Кроме того, японские компании благодаря низкой ставке рефинансирования Центробанка Японии (ниже 1%) имеют возможность привлекать дешевые деньги.
Аналитик «Центр-инвест» Максим Иванов говорит, что для обеспечения операционной рентабельности заводам надо выставить первоначальную планку в 50 тысяч автомобилей в год. Правда, все зависит от моделей. Если речь пойдет о внедорожниках, то, по словам Евгения Шаго из «Траста», для прибыльности предприятия и 10 тысяч машин в год будет достаточно.
15.04.2007 / АЛАН ХУРУМОВ
Материал опубликован в "Газете" №68 от 16.04.2007г.