Поговорили о деталях
Европейские производители автокомплектующих собираются построить в Новгородской области завод за $100 млн
Следом за автоконцернами, построившими в России свои производства, потянулись и производители автомобильных комплектующих. Консорциум, состоящий из трех немецких компаний, уже объявил о намерении вложить около $100 млн в строительство завода в Новгородской области. Наблюдатели на рынке говорят, что это только начало.
Вчера представители трех немецких компаний - Benteler Automobiltechnik, Johnson Controls и Stadko - встретились с руководством Нижегородской области. Обсуждались планы строительства в регионе заводов по производству автокомпонентов - кузовных, прессованных и сборочных деталей, а также автомобильных сидений. Немецкий консорциум намерен вложить в проект около $100 млн и создать в регионе около 1000 дополнительных рабочих мест.
В том, что иностранцы выбрали Новгородскую область, нет ничего удивительного. «Мы же между Санкт-Петербургом и Москвой расположены. А сейчас центр автомобилестроения в Ленинградской области", - пояснил "Газете" начальник отдела иностранных инвестиций администрации Новгородской области Олег Климов. В Ленинградской области же, по словам Климова, уже почти нет места для строительства, да и цена вопроса выше, чем в соседнем регионе.
По словам Климова, немцы не первыми обратили внимание на инвестиционный потенциал его региона - были и другие производители автокомпонентов. Например, французская Faurecia - крупнейший производитель пластиковых комплектующих (компания уже производит детали для московского "Автофрамоса" на своем заводе в Нижегородской области). Климов не сомневается в том, что производители автокомпонентов вскоре зачастят в Новгородский регион. «Если 10 лет назад область была дотационной на 80%, то сейчас лишь на 10%. В ближайшие годы хотим вовсе отказаться от дотаций", - мечтает Климов. По его словам, уже сегодня 60% экспорта области составляет продукция предприятий, работающих с участием иностранного капитала. «У нас в области потенциала практически нет, но выручает удобное расположение региона», - делится он.
Производители автокомплектующих строят заводы в России, чтобы обеспечивать потребности автогигантов, открывающих здесь свои производства, - Ford, General Motors, Volkswagen и прочих. Согласно принятому в 2005 году правительством постановлению производители получают право беспошлинного ввоза автокомпонентов за обязательство довести локализацию до 30% за 5 лет. «Понятно, что платить пошлины за ввоз автокомплектующих концернам неинтересно. Но в России автокомпонентов нужного качества просто не производят. Поэтому рано или поздно сюда придут иностранцы», - убежден эксперт банка «Траст» Евгений Шаго.
Иностранцы, впрочем, уже пришли. Так, по словам директора по связям с общественностью российского «Автофрамоса» Оксаны Назаровой, 50% стоимости производящегося в Москве Renault Logan уже сегодня российские, а к 2009 году будет и все 70%. В пересчете только на комплектующие Logan оснащен российскими деталями на 30% стоимости. К 2009 году компания собирается довести локальную интеграцию до 50% в комплектующих. По словам Назаровой, Renault не покупает комплектующие у Benteler Automobiltechnik, Johnson Controls и Stadko. Потребности компании в комплектующих частично обеспечивают российские производители (например, кузовные детали для Renault уже сегодня штампуют на московском ЗИЛе), а частично - зарубежные, но лишь те, кто полностью покрывает потребности компании, сотрудничая и с другими проектами. Многие из иностранных партнеров Renault уже сегодня присутствуют в России. Например, европейский поставщик проводки Valio создал в России СП под названием Itelmа. Всего в России у Renault присутствуют 18 локально интегрированных поставщиков, из которых 22% - западные производители, 34% - СП, 33% - чисто российские компании типа «Северстали", ЗИЛа и других и 11% - компании, имеющие в России свое представительство. По словам Назаровой, своей очереди на строительство активов в России ждут BASF, европейский производитель дисков Magneto, Bosal.
Правда, строительство завода в России не делает автоматически производителя автокомпонентов поставщиком. Так, в России давно существует отделение Siemens под названием Siemens VDO Automotive. Между тем до недавнего времени Ford покупал электронику у европейского Siemens. Сделку между российским Siemens и российским же Ford ждут давно, но пока безуспешно.
03.04.2007 / АЛАН ХУРУМОВ
Материал опубликован в "Газете" №60 от 04.04.2007г.