В хоккее чемпионаты мира постепенно отходят в тень НХЛ, которая любезно соглашается приостанавливать на некоторое время собственный турнир и отпускать ведущих игроков мира в сборные только на проходящие раз в четыре года Олимпиады. Серия плэй-офф - святая святых НХЛ, и никому за океаном нет дела до того, что где-то в Европе в это время проходит соревнование под названием чемпионат мира.
Сборным европейских стран, а также США и Канады, приходится для чемпионата мира выуживать игроков из тех клубов НХЛ, которые либо не попали в плэй-офф, либо уже выбыли из серии. Российская сборная в этом плане - не исключение.
Ставка хоккейной России на игроков из НХЛ почти всегда, к сожалению, оказывалась битой. Руководители Федерации и тренеры сборной прикладывали порой неимоверные усилия для того, чтобы уговорить игрока, отработавшего сложнейший сезон НХЛ, приехать на чемпионат мира и помочь команде. В большинстве случаев уровень отдачи приехавших из НХЛ игроков не соответствовал уровню ожиданий.
Причин тому, на мой взгляд, несколько.
Во-первых, хоккеист, которого уговаривают приехать в сборную страны, изначально не готов к полной выкладке. Он не сам рвется в команду, чтобы показать все, на что способен, а его - уговаривают. Согласившись, он делает одолжение, прежде всего тем, кто его позвал, и кто на него рассчитывает.
Во-вторых, почти все российские энхаэловцы, приехавшие в сборную, априори ставят себя выше тех, кого пригласили из российских клубов. Даже если их карьера в НХЛ длится без году неделя.
В-третьих, многие из них не горят желанием подчиняться правилам командного поведения, установленным тренерами на период чемпионата мира, искренне полагая, что лучше любого тренера знают, как себя вести, как тренироваться, когда ложиться спать, посещать или не посещать во время турнира ночные заведения.
Как итог, в неудачах постоянно винят всех вокруг (основная мишень - тренеры), но только не себя.
Из уговоров-переговоров с российскими хоккеистами, выступающими в клубах НХЛ, в России сделали в последнее время сложнейшую международную проблему. Чтобы убедиться в этом, достаточно полистать специальную прессу.
Одним из тренеров сборной работает сейчас Сергей Немчинов. Он, по большей части, и занимается игроками НХЛ, на которых тренерский штаб рассчитывает, как на помощников. Великолепные человеческие качества Немчинова, в НХЛ не только поигравшего, но и поработавшего в тренерской группе Нью-Йорк Айлендерс, уважение и авторитет этого специалиста в среде российских знхаэловцев сомнений ни у кого не вызывают. Чего уж, казалось бы, больше? Но Немчинову ставят в вину мягкость, предельную дипломатичность", "обтекаемость предложенных хоккеистам формулировок" и считают, что "в сложившейся ситуации его вряд ли можно считать идеальной кандидатурой на сложнейшую роль наблюдателя-переговорщика". Будто речь идет не о простейшей процедуре приглашения российского хоккеиста в российскую же сборную, в которую любой игрок, наверное, мог бы отправиться по первому же звонку, не выдвигая при этом требований-условий (иногда с полным осознанием того, что они заведомо невыполнимы), а о разрешении ближневосточного конфликта, иранской ядерной проблемы или ситуации с размещением систем ПРО в Чехии и Польше. Впору Евгения Приимкова или Сергея Лаврова подключать к хоккейной истории.