Джефферсон Уильямс из компании Supersonic Geophysical (США), Маркус Шваб и Ахим Брауэр из Германского исследовательского центра наук о Земле попытались реконструировать сейсмическую активность в районе Мертвого моря на заре новой эры и пришли к выводу, что Иисуса, скорее всего, распяли в пятницу 3 апреля 33 года.
В 27 главе Евангелие от Матфея сообщает, что смерти Галилеянина сопутствовало землетрясение: "Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись". Исследователи изучили три керна, добытые на спа-курорте Эйн-Геди у Мертвого моря в 13 километрах от Иерусалима. Годичные слои отложений в осадке говорят о том, что по крайней мере два сильных толчка сотрясли этот регион на рубеже эпох. Один из них случился в 31 году до н. э., второй — между 26 и 36 годами н. э.
Оставалось только подобрать наиболее подходящий год. На помощь пришли письменные источники. Все канонические Евангелия указывают на то, что распятие пришлось на прокураторство в Иудее Понтия Пилата и состоялось в пятницу, а Иисус умер за несколько часов до шаббата, то есть вечером. Синоптические Евангелия отмечают также, что смерть наступила до заката 14-го дня месяца нисана, незадолго до пасхального седера. Евангелие от Иоанна, напротив, говорит о том, что это произошло вечером 15 нисана.
Сопоставив все данные, исследователи пришли к выводу, что наиболее вероятная дата — 3 апреля 33 года. При этом они отмечают, что землетрясение было достаточно сильным, чтобы деформировать осадок в районе Эйн-Геди, но едва ли способным вызвать те разрушения, о которых повествует Новый Завет.
Что касается темноты, окутавшей Землю после смерти Иисуса (об этом пишут три из четырех канонических Евангелия), — скорее всего, речь идет о пыльной буре. Была ли она в действительности, тоже можно будет установить по анализу отложений в окрестностях Иерусалима.