В понедельник, 19 апреля, исполнилось ровно 40 лет со дня выпуска первого ВАЗ-2101, прозванного в народе "копейкой". Этот автомобиль на долгие годы стал главным символом благосостояния и верным помощником миллионов советских семей.
В настоящее время первый проданный через торговую сеть седан находится в заводском музее "АвтоВАЗа". Отмечается, что вишневого цвета экспонат отъездил по дорогам 19 лет, при этом кузов ни разу не перекрашивался. В 1970 году этот автомобиль купил житель Тольятти гражданин Пенкин, а в 1989 завод поменял его "копейку" на новую "девятку", сохранив раритет для истории.
ВАЗ-2101 был практически точной копией итальянского FIAT-124. Однако перед тем как стать продуктом советского автопрома, тот все же перенес порядка 800 изменений, а после этого получил имя "Жигули" в честь гор, окружающих Тольятти. Позже выяснилось, что в некоторых языках у этого слова имеется оскорбительный подтекст, и на экспорт автомобиль шел под брендом "Лада".
19 апреля 1970 года с конвейера сошло шесть автомобилей, и вскоре завод стал выпускать по 1500 машин в день. Но даже такие объемы не могли в одночасье насытить рынок. При этом еще на стадии проектирования тольяттинского автогиганта многие эксперты сомневались в правильности выбора флагманской модели, называя FIAT-124 консервативным и малоперспективным в плане изменения конструкции. Спустя 40 лет эти опасения подтвердились — завод продолжает выпускать автомобили на базе "копейки" — ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.