Многие мужчины настороженно относятся к женщинам за рулем. Известное оскорбительное выражение "обезьяна с гранатой" нет-нет да и сорвется в их разговорах при обсуждении автоледи. Однако так ли опасны и непредсказуемы дамы на дорогах? Корреспондент Sibnet.ru попытался выяснить это в беседе с практикующим психологом-консультантом Еленой Мельниковой на конкретных примерах.
Недавно пользователи одного из самых популярных сообществ "Живого журнала" выбрали "Видео года". Больше всех голосов набрал хит из Воронежа, где автоледи после легкого ДТП звонит маме. Сама девушка осталась неизвестной, но ее коронные фразы и завывания моментально ушли в народ.
— Логика в данном случае страдает не потому, что она в принципе недоступна женщинам, а именно по причине стресса, — комментирует психолог Елена Мельникова. — Это чисто психологические особенности женского поведения. В ситуации стресса женщина часто становится нерешительной и либо "притворяется мертвой" — впадает в ступор, либо наоборот начинает суетиться и пробовать все варианты — авось какой-нибудь сработает. Некоторые дамы обладают нормативной "мужской" реакцией на стресс — сосредоточиваются и принимают решения быстро и холодно. Потом их стресс все-таки догоняет, но уже когда ситуация завершена. Правда, таких женщин немного.
Богиня
— Многие девушки необычно раскрашивают свой автомобиль. Что они хотят этим сказать и показать?
— С одной стороны, таким образом девушка-водитель отвергает необоснованные претензии части мужчин, то есть она активно не соглашается с ролью "обезьяны с гранатой", — говорит Елена Мельникова. — С другой стороны, она просто самоутверждается. Оригинальная раскраска — акт самовнушения, чтобы чувствовать себя увереннее. Ведь на дороге именно девушкам чаще достается от мужчин. Дамы за рулем находятся в постоянной агрессивной среде.
Цветовые пристрастия девушек тоже объяснимы: машина для них — как часть гардероба. Она должна "идти" девушке по цвету и фасону. Но тут присутствует еще и критерий умственных способностей. Девушки с нормативным IQ не выпендриваются. Конечно, машинка должна быть красивой, но без вычурности.
Гормоны
— Некоторые автоледи уж слишком брутальны и ведут себя на дороге достаточно агрессивно. Как объяснить такое поведение?
— Некоторые из дам считают, что половая принадлежность дает им право на какие-то преференции, — продолжает психолог Елена Мельникова. — Это раздражает других водителей на дороге. Такие дамы привыкли к повышенному вниманию мужчин и могут вести себя за рулем непредсказуемо. Психология здесь ни при чем, это проблемы воспитания. Правила дорожного движения не знают половых различий, и легкомысленное поведение автомобильных хулиганок может закончиться плачевно. На дороге все мы — рядовые участники дорожного движения без пола и возраста. Нужно ездить по правилам и быть взаимно вежливыми независимо от того мужчина ты или женщина, старик или юноша, богат или беден. Такая вежливость — необходимое условие общей безопасности.
Хотя в такой ситуации возможна и гормональная причина: слишком много тестостерона в крови, и в результате в характере девушки проявляются чисто мужские черты. Ей приятно вести себя как мужчина, этого еще и ее природа требует. Таких дам немного, но они были, есть и будут. Точно так же, как никуда не исчезнут женоподобные мужчины.
Инстинкты
— Есть ли принципиальные отличия в моделях поведения на дороге женщин-водителей и мужчин-водителей?
— Принципиальные отличия, конечно же, есть, и они обусловлены особенностями психологии мужчин и женщин, — считает Елена Мельникова. — Статистически доказано одно принципиальное отличие, которое важно на дорогах: женщины хуже мужчин решают пространственные задачи, то есть они хуже паркуются, хуже привыкают к габаритам машины и тому подобное. О других отличиях можно рассуждать долго. Например, внимание женщин способно распределяться на большее количество объектов, чем у мужчин. Это мы видим и за рулем — девушка может вести машину, говорить по телефону и рассматривать автомобили соседей. Девушки обладают более острым инстинктом самосохранения и гораздо осторожнее ведут себя на дороге, чем мужчины. Это подтверждает и статистика ДТП: по вине женщин происшествий на дороге в два раза меньше, и последствия этих происшествий легче. К тому же инстинкт самосохранения у мужчин и женщин выражается по-разному. Женщины чаще "тупят" в критических ситуациях — либо впадают в ступор в ситуации стресса, либо путают педали, либо совершают другие ошибочные действия. Вообще, мифов про вождение женщин много, и это особенности российского менталитета; чем чаще мы будем видеть женщин за рулем, тем быстрее эти мифы заглохнут. А пока помимо женских особенностей вождения мы наблюдаем еще и обычный мужской шовинизм.