В начале было много богов. Людей не смущало их пугающее разнообразие. Затем из этого пантеона каким-то образом выросла горстка монотеистических и политеистических религий, которая сегодня правит миром. Социальный психолог Ара Норензаян из университета Британской Колумбии отвечает на этот вопрос в книге "Большие боги: как религия изменила сотрудничество и конфликт". Подход автора можно назвать религиоведческой версией выживания наиболее приспособленных. По его мнению, ислам, христианство и другие мировые религии преуспели благодаря тому, что были лучше приспособлены к конкуренции. Они предлагали всеведущее, вмешивающееся в жизнь людей божество, которое осуждает аморальное поведение, что поощряло сотрудничество между крупными группами анонимных незнакомцев, ибо "хорошо ведут себя те, за кем присматривают".
Норензаян знает, о чем говорит: за его спиной эксперименты и опросы, раскрывающие корни человеческого стремления к социализации. Он прекрасно осведомлен о предыдущих попытках описать религию с позиций теории Дарвина или назвать ее побочным продуктом процесса познания. К тому же его юность прошла в Ливане 1980-х, раздираемом жестокими религиозными распрями. Отсюда интерес ученого к причинам, по которым общество вдруг обращается против самого себя и люди начинают убивать тех, кто высказывает "неправильные" идеи и "неправильно" выглядит.
Автор задается простым, казалось бы, вопросом: почему в религиозных обществах атеистам не принято доверять? Ведь можно их просто не замечать. Причина, по его словам, состоит в том, что они считаются людьми "легкого поведения". Верующий человек убежден, что тот, кто не верит в божественную слежку, не может вести себя добродетельно. В то же время, пишет Норензаян, предвзятое отношение к атеистам ослабевает в странах с сильными государственными институтами. Полиция, суд, железная рука закона — если все это работает эффективно, то нужда в сверхъестественной силе отпадает. Люди ведут себя ответственно и готовы к сотрудничеству друг с другом. Вот почему, подчеркивает автор, наиболее сплоченные и мирные общества — это общества наименее религиозные.
Таким странам уже не нужны большие боги для поддержки крупномасштабного сотрудничества между гражданами, они переросли религию. С другой стороны, Соединенные Штаты — одна из самых экономически развитых стран мира — остаются в числе самых религиозных. Как считает Норензаян, США — прекрасное напоминание о том, что религия — это не только сотрудничество. Вера там есть, потому что она смягчает глубокую экзистенциальную тоску, с которой не могут справиться разум и логика, пишет NewScientist.