Правила дорожного движения в России, как и любой другой
закон, регулярно пересматриваются и дополняются. 2015 год не стал исключением
— в силу вступило значительное количество поправок, некоторые из них могут принести неосведомлённым водителям
серьёзные проблемы, другие же наоборот, облегчают им жизнь. Sibnet.ru собрал самые значимые изменения ПДД за текущий год и попросил экспертов их прокомментировать.
ЗАПРЕТ НА БУКСИРОВКУ
С 2015 года водителям, стаж которых менее двух лет,
запрещено буксировать другие машины. С точки зрения разработчиков поправки,
буксировка авто относится к сложным задачам, выполнять которые неопытный водитель
не имеет права.
Например, при буксировке резкий рывок троса способен вырвать крепление, которое теоретически может прилететь кому-то в
голову. К тому же у буксируемой машины своя траектория движения, при этом на
ней не работают ни усилитель руля, ни усилитель тормозов, поэтому неверное
движение авто-буксира способно привести к трагедии.
Однако у водителей к поправке справедливые вопросы — после
изменений молодой водитель не сможет помочь на дороге своему коллеге, который попал в неприятную ситуацию. Что
делать, если на улице мороз, а заглохшая машина находится на пустынной трассе? Неужели проезжать мимо?
Координатора новосибирской федерации технических видов спорта Владимир Кириллов называет поправку бредовой. «Почему в ГИБДД
посчитали, что молодые водители опасны в ситуации с буксировкой, непонятно.
Никакой статистики на этот счёт нет. А что делать, если на трассе заглох в минус
50? Неужели отказывать в помощи, ссылаясь на минимальный стаж?», — спрашивает
активист.
По мнению Кириллова, поправка касается «абсолютно не
актуальной проблемы», которая к тому же трудновыполнима в сибирских
экстремальных условиях.
Фото: © Andrij Bulba / CC BY 2.0
НОВАЯ ЗЕБРА
Дорожникам разрешили дополнять традиционную разметку
пешеходного перехода в виде полосы-зебры новым видом — диагональной полосой,
которая позволила бы пешеходам максимально сократить путь.
До этого переходить дорогу по диагонали было незаконно для
пешеходов, однако люди все равно часто поступали так из-за банальной экономии
времени. Теперь же фактически эта возможность легализована в ПДД.
На практике нововведение пока ещё не стало популярным в
российских городах, так как требует новой технологии нанесения, а также
изменения интервала свечения светофора. При этом некоторые водители уверены,
что перекрёстки с подобными зебрами требуют повышенного внимания.
«Для водителя это нормально, если бы написали ГОСТ на
нанесения самой разметки, чтобы она не стиралась за пару недель. Практика
такова, что в тёмное время суток этих полосок не видно, соответственно пешеход
подвергается опасности», — говорит Кириллов.
По мнению эксперта, эффективней с точки зрения
безопасности участников дорожного движения было бы принять более жёсткие
требования на организацию, разметку и освещения перехода.
Кстати, ещё одна поправка в ПДД, касающаяся зебры, запрещает
обгон на нерегулируемом пешеходном перекрёстке, независимо от того, идут там
люди или нет. Нововведение призвано обеспечить дополнительную безопасность
пешеходам.
ПОЕХАЛ ПЬЯНЫЙ — В ТЮРЬМУ
В 2015 году произошло очередное ужесточение наказания за
вождение в нетрезвом виде. Согласно новым правилам, если водитель повторно
задержан за рулём в пьяном виде, ему грозит колония сроком до двух лет, при этом
прав такой автолюбитель лишится сразу на три года.
Наказание будет применяться в том случае, если нарушителя поймают в течение года после возврата водительских прав за первое
нарушение. Сейчас езда в пьяном виде в любом случае считается административным
правонарушением и регулируется КоАП РФ.
В первый раз проступок наказывается штрафом в 30 тысяч рублей
и лишением прав на срок от полутора до двух лет, а при повторном нарушении —
штрафом в 50 тысяч рублей и лишением прав на три года.
По мнению Кириллова, наказывать пьяных водителей необходимо,
однако власти традиционно делают из этой категории автомобилистов «козла
отпущения». «По статистике ГИБДД, от 25% до 40% аварий в регионах происходят по
вине дорожников, то есть по так называемым дорожным условиям. Почему мы их не
наказываем?», — отмечает эксперт.
В качестве более эффективной меры по повышению безопасности
на дорогах он предлагает ввести уголовную ответственность в отношении
чиновников и подрядных организаций, которые не содержат дороги в безопасном
состоянии.
«Если вы беспокоитесь о погибших гражданах Российской
Федерации, которых стандартно гибнет 30-35 тысяч в год, тогда решайте две основные проблемы: дорожные
условия и скорая помощь, которая не успевает приехать на место автомобильной
аварии», — подчёркивает Кириллов.
Фото: © Amanda Mills / CC BY 2.0
СНИМИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО
Теперь водители обязаны освобождать проезжую часть после аварии в том случае, если движение других
транспортных средств на дороге в результате ДТП невозможно. Нарушителей
ждёт штраф в 1 тысячу рублей.
Если раньше водители были вынуждены дожидаться сотрудников
полиции, теперь в случае затора они обязаны зафиксировать положения автомобилей
по отношению друг к другу, отснять все имеющие отношение к делу детали с помощью фото и
видео, а затем переставить машины на обочину.
Однако такой алгоритм действий возможен только в случае,
если нет жертв, а водители согласовали схему ДТП между собой. Если же
разногласия остаются, автомобилистам нужно дожидаться полицейских, и оставление места аварии будет считаться нарушением закона.
«Это однозначно правильно, мы этого добивались много лет,
так как зачастую неопытные водители из-за самой незначительной аварии буквально
парализуют движение на оживлённых дорогах», — оценивает нововведение Кириллов.
По его словам, отношение к царапине или незначительной
вмятине на машине, из-за которых люди готовы стоять на морозе много часов для
получения страховки, говорит о том, что человек купил автомобиль на последние
деньги.
«В Европе, например, бампера это расходный материал. А у нас
такое странное отношение. Я считаю, что нужно пропагандировать эту поправку среди
автомобилистов», — заключает Кириллов.