Специалисты отмечают, что оформление дорожно-транспортного
происшествия по европротоколу — без вызова полиции — становится все более
популярным. Они рассказали его особенностях.
Европейский протокол — это оформление документов о ДТП без
вызова сотрудников полиции. Он позволяет самостоятельно зафиксировать факт ДТП
для обращения в страховую компанию за получением возмещения и оперативно
разъехаться, не создавая заторов на дороге. Такая практика широко применяется
во многих странах мира, ежегодно экономя водителям тысячи часов, и теперь
активно развивается в России.
Однако воспользоваться этой процедурой можно, только если
авария произошла с участием не более двух автомобилей, жизни и здоровью
водителей, пешеходов и пассажиров не причинен вред, нет ущерба другому
имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, и если ответственность каждого из
водителей была застрахована по ОСАГО. При этом страховка должна быть оформлена
именно на ту машину, которая участвовала в ДТП.
Максимальный размер возмещения в рамках европротокола — 50
тысяч рублей. «Как на глаз определить, что сумма причиненного ущерба
укладывается в 50 тысяч рублей? Хорошо, когда водитель понимает и может
самостоятельно оценить, что и сколько стоит», — приводит РИА Новости слова автоюриста
Сергея Смирнова. Один из возможных вариантов — звонок близким или в автосервис
с объяснением ситуации, лучше при этом переслать и фотографии повреждений.
«Но мы не можем на глаз определить характер скрытых
повреждений. Если есть сомнения, то в этой ситуации есть смысл просто
зафиксировать положение машин и отправиться для оформления в дежурную часть
ГАИ. Тогда лимит по имущественному вреду составляет в рамках ОСАГО 400 тысяч
рублей», — добавляет юрист.
В конце сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект,
увеличивающий максимальное страховое возмещение при ДТП, оформленном по
европротоколу, до 100 тысяч рублей. Также предлагается оформлять ДТП без
полиции даже в том случае, если участники аварии не могут договориться, кто из
них прав, а кто виноват. Но тогда придется зафиксировать обстоятельства аварии
с помощью технических средств, подчеркивал замглавы Минфина Алексей Моисеев.
В Российском союзе автостраховщиков надеются, что закон не
будет принят. «Дело в том, что ситуация на рынке ОСАГО сейчас очень сложная
сама по себе, было много нововведений, даже в этом году. Как-то с этим надо
разобраться, переварить и потом уже можно модернизировать дальше.
Действительно, что касается разногласий в европротоколе (о вине участника ДТП),
эти документы приходят страховщику и что он должен делать? Его возможности по
расследованию ограничены, так как все уже произошло, поэтому эта ситуация для
нас непонятна», — говорит начальник управления методологии страхования
Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов.
Есть нюансы
Говоря о поведении на дороге при оформлении ДТП в рамках
европротокола, Смирнов обращает внимание на необходимость как можно быстрее
освободить проезжую часть после аварии.
«Правила дорожного движения однозначно говорят о том, что,
если вы столкнулись с другим автомобилем и препятствуете проезду другим
транспортным средствам, вы обязаны поскорее освободить проезжую часть. Но
необходимо сначала зафиксировать положение машин: взяли простой лист бумаги,
изобразили и отъехали. Это нужно, чтоб самим потом не забыть. Или
сфотографировали и освободили проезжую часть, встали на обочину, чтоб никому не
мешать. Если вы этого не сделаете и будете заполнять бланк европротокола прямо
на месте ДТП, и попадется инспектор, патрулирующий участок, он может оштрафовать
вас на тысячу рублей», — поясняет Смирнов.
Заполнив бланк, пострадавший обращается в свою страховую
компанию. Он представляет также заявление о страховой выплате и показывает
автомобиль — эксперту от страховой нужно осмотреть все повреждения,
зафиксировать их и определить стоимость ремонта, объясняет Смирнов.
Виновник ДТП тоже обращается в свою страховую компанию с
бланком извещения в течение 15 дней, говорит специалист. «Можно также отправить
по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это
самое важное, потому что, если просто отправить по почте письмо с вложенным
извещением, доказать потом сам факт этого действа будет очень сложно. Поэтому
либо надо везти этот бланк извещения самому, либо сделать опись вложения», —
подчеркнул он.
Необходимо проверить и оригинальность полиса ОСАГО виновника
ДТП. «Можно сделать намеренную ошибку, указывая страховой полис (в извещении).
Второй водитель не проверил, поверил на слово, обращается в страховую, где ему
говорят — извините, по этому полису другой автомобиль, вас обманули. Надо
проверять все графы в извещении перед подписанием», — говорит эксперт.
По его словам, если участники ДТП отъехали с места аварии
для заполнения протокола, а затем при проверке оказалось, что полиса ОСАГО у
виновника нет или он оформлен на другую машину, то участники аварии
отправляются на ближайший пост ДПС — поскольку не соблюдено одно из условий
оформления ДТП по европротоколу.
Несмотря на все нюансы, доля водителей, оформляющих ДТП по
европротоколу, в России выросла за девять месяцев этого года на три процентных
пункта до 32 процентов, следует из данных РСА. За указанный период европротокол
оформили 389 тысяч автовладельцев, сумма выплат составила 8,6 миллиарда рублей
(плюс 8,6 процента по сравнению с январем-сентябрем 2016 года). Средняя выплата
при оформлении европротокола составила 22,7 тысячи рублей против 22,5 тысячи
годом ранее.