Шлейф от исландского вулкана Эйяфьятлайокудль оседал на землю неравномерно, первыми его покинули как раз самые опасные частицы — это позволит в будущем более точно оценивать угрозу для авиации во время извержения, считают европейские ученые. Извержение Эйяфьятлайокудля весной 2010 года привело к общеевропейскому авиационному коллапсу. Авиасообщение в Северной Европе и прилегающих странах было полностью парализовано на несколько недель. Вместе с тем, извержение помогло ученым собрать огромное количество данных о том, как меняется состав вулканического шлейфа по мере его распространения, и насколько велики риски для авиации, связанные с вулканической активностью.
Группа под руководством Бернара Гробети из швейцарского университета Фрибура сравнивала пробы пепла вулкана, взятые в Исландии, и европейские образцы, собранные на земле и в атмосфере. Исследователи выяснили, что состав облака от извержения за время его "путешествия" существенно меняется, и это напрямую влияет на его опасность для самолетов.
"Как известно, более крупные и тяжелые частицы в облаке пепла "покинут" его первыми, и очевидно, что из двух частиц одинакового размера первой с осадками выпадет та, у которой больше плотность. Но нам впервые удалось показать, что общая структура облака пепла по мере его переноса в атмосфере меняется, и быстрее из него исчезают кристаллические частицы — твердые и с более высокой температурой плавления, они могут сильнее навредить двигателям самолета, чем аморфные стекловидные", — сказал Гробети. Он считает, что исследования скорости выпадения различных компонентов шлейфа извержения и, в частности, наличия в нем кристаллических частиц позволят в будущем устанавливать более узкие ограничения на авиаперелеты для крупных регионов и более оперативно их снимать.