Госавтоинспекция предоставит доступ к информации о машинах по регистрационному или идентификационному (VIN) номеру, это должно обезопасить человека при покупке автомобиля на вторичном рынке. Доступ откроется с некоторыми ограничениями после вступления в силу закона о регистрации транспортных средств.
Покупая автомобиль на вторичном рынке, человек может столкнуться с непредвиденными проблемами в виде неожиданных поломок или вообще оказаться хозяином машины, числящейся в угоне. Один из способов защитить покупателя — раскрыть информацию о машине. Такая система жестко привязана к закону о регистрации транспорта, который уже более полугода находится на рассмотрении в Госдуме. Когда он будет принят, через тридцать дней по распоряжению правительства должен быть подписан приказ о предоставлении информации по регистрационному или VIN номеру всем желающим.
Однако в Госавтоинспекции пояснили, что готовы раскрыть информацию частично. Полную информацию о прежних владельцах невозможно получить в соответствии с законом о защите персональных данных. Предполагается, что человек на сайте будет оформлять запрос, вписывая VIN автомобиля, после чего будет проводиться проверка.
В ответах будет содержаться информация о марке и модели автомобиля, ее допуске на рынок, получение техпаспорта. Госавтоинспекция также сможет сообщить, где машина стоит учете, числится ли в розыске, участвовал ли в ДТП. При этом невозможно будет знать, что это за авария: легкое ДТП или такое, что машина была почти полностью уничтожена. С угоном еще сложнее, так как в розыск автомобиль объявляет не ГАИ, а уголовный розыск. Автоинспекция черпает информацию из полицейской розыскной базы данных. Поэтому неизвестно насколько будет открыт доступ к такой информации.
Существует также предложение вернуться к системе комиссионных магазинов, которые будут принимать машины для продажи на комиссию. Они же будут проверять ее на юридическую чистоту и доводить технически до нормального состояния, пишет "Российская газета".
В США и Канаде подобные проблемы решаются несколько проще. История одной машины ведется с момента ее передачи в автосалон. Уточнить путь автомобиля можно за небольшую плату (около десяти долларов) на сайте таких систем Carfax или AutoCheck. Там вы получите всю информацию: что на машине было установлено, кому она была продана, кому перепродана, где проходила обслуживание, что менялось, была ли в авариях и какие ремонтные работы были проведены и прочее.
Подобной системы нет ни в Европе, ни в Японии. Там устоялись другие традиции. Приобретение старого автомобиля, чаще всего происходит на аукционе. Перед тем, как выставить машину на продажу, аукцион проверяет всю ее историю и проводит. Так что аукцион — это что-то вроде комиссионного магазина в российском понимании.