Представители крупнейших нефтеперерабатывающих компаний говорят о скором повышении цен на бензин. Цены на бензин могут вырасти на 15 процентов в 2014 году. Такие данные приводятся в еженедельном обзоре "Биржевой товарный рынок России", который выпускается Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей при содействии Федеральной антимонопольной службы России. Первое подорожание ожидается со дня на день.
В качестве одной из причин таких прогнозов заместитель генерального директора "Алгоритм. Топливный Интегратор" Виктор Костюков называет налоговый маневр — повышение налога на добавленную стоимость НДПИ с одновременным снижением экспортных пошлин на нефть и дизельное топливо. Вторая причина удорожания бензина — рост акцизной нагрузки. Эксперты отмечают, что на цену бензина в стране слишком сильно влияет отсутствие госполитики и политики добытчиков нефти.
Президент НК "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов ранее заявил, что в результате налогового маневра рост цен на бензин в России может составить в 2014 году порядка 10-15 процентов. По его словам, повышение будет обусловлено снижением экспортной пошлины и увеличением налога на добычу полезных ископаемых. "В подобных условиях нефтяникам необходимо компенсировать инвестиционную составляющую, что, безусловно, скажется на конечном потребителе", — объяснил Алекперов в интервью СМИ.
Президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль считает, что повышение цен на нефтепродукты — результат отсутствия ценовой политики государства и "дурацких" налогов. Цены на бензин будут расти и дальше, и потребителю придется тяжело, если не вмешается государство.
Помимо вышеуказанных факторов на рост цен оказывает влияние качество нефтепереработки. В России, говорит президент Союза, ее глубина составляет только 75%, в то время как в США она достигает 98%. Шмаль отметил, что из-за высокого качества переработки нефти США получает в три раза больше продукта с одной тонны, чем Россия.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что нефтепроизводители России держат слишком большой уклон на западные рынки. "Нашим нефтепроизводителям нравится сравнивать себя с Европой, где бензин стоит в почти в два раза дороже, чем в России. Их европейский эталон устраивает, потому что позволяет иметь высокую долю прибыли и повышать цены. А альтернатив у наших потребителей нет, потому что цены повышаются всеми и сразу. Особенно сильно повышение цен на топливо бьет по перевозчикам, из-за чего повышаются цены на все транспортируемые продукты", — рассказал эксперт.