До 44% проданного по утилизации автотранспорта вернулось на вторичный рынок
либо отправлено на гаражную разборку для последующей продажи изношенных узлов и
агрегатов, рассказали «Известиям» в ассоциации переработчиков лома и отходов чёрных
и цветных металлов, утилизации транспортных средств «Руслом.ком».
В организации считают, что недобросовестные утилизаторы и автодилеры
используют правительственную программу поддержки автобизнеса и обновления автопарка
страны (на 2014 год на неё выделено 12,9 миллиарда рублей) для незаконного
обогащения.
Исходя из статистики Минпромторга за сентябрь-ноябрь, непосредственно в
утиль (программа предусматривает также обмен машины по системе «трейд-ин»)
отправилось 70 тысяч автомобилей. Из их числа до членов «Руслом.ком» добралось
лишь 39,5 тысячи машин (56%). Остальные 30 тысяч ушли к компаниям, которые не
входят ни в одно профессиональное сообщество.
Между тем, в «Руслом.ком» подчёркивают, что его членам принадлежит 100%
шредерных мощностей в России. Прямых фактов недобросовестности «чёрных
утилизаторов» у «Руслом.Ком» нет, но в качестве дополнительного довода там
утверждают, что в некоторых областях дилеры накапливали на складах «автохлам»,
который до утилизаторов этой области так и не доехал.
В Минпромторге признают наличие проблемы, но не видят в этом большой
опасности, считая масштабы злоупотреблений незначительными. В ГИБДД России
полагают, что машины, отправленные в утиль, уже не могут оказаться на дорогах,
так как они снимаются с регистрации. Однако, по словам юристов, преград для
вторичной постановки на учёт «утильмашины» формально нет.