Трудная гонка Ford
Японские конкуренты американского автоконцерна не обременены социальными компенсациями своим работникам
Детройт - один из самых бедных городов Северной Америки, и все же он остается любимым местом кандидатов в президенты, когда они совершают предвыборные туры по стране. В прошлом месяце там побывал Барак Обама, а в минувшие выходные пришла очередь Хиллари Клинтон. Подобно ее предшественнику, она выступила с критикой крупных автопроизводителей - таких, как Ford – за закрытие ими заводов и сокращение рабочих мест. «Если наша экономика не располагает сильной производственной базой, скоро она ослабнет», - сказала она.
Эти слова прозвучали всего за два дня до того, как поползли слухи, что после продажи Aston Martin концерн Ford собирается отказаться и от принадлежащей ему Premier Automotive Group (PAG), в которую входят Volvo, Land Rover и Jaguar. Эти слухи ходили уже давно, но частота, с которой они появляются, свидетельствует, что глава Ford Алан Мулалли все еще ищет способы восстановить финансовое благополучие компании.
Мулалли предстоит нелегкая работа. По результатам недавнего опроса, проведенного журналом JD Power, бренды Ford были признаны одними из самых надежных в мире. Но исследования, проводимые самой компанией, свидетельствуют, что это рекламное сообщение не доходит до потребителей. Когда компания предложила им провести тест-драйв модели Fusion и сравнить ее с моделями азиатских конкурентов, оказалось, что покупатели не готовы приобрести автомобиль Ford, предпочитая ему Honda Accord и Toyota Camry – и это несмотря на то, что им понравились ходовые характеристики, дизайн и управляемость модели Ford.
В 1980 году примерно каждый пятый автомобиль, который приобретали в США, сходил с конвейера Ford. Сегодня это едва ли каждый десятый. За это время доля американского рынка, принадлежащая Toyota, увеличилась более чем в три раза, а доля Honda – более чем в два раза.
Ford, как и два других представителя детройтской «большой тройки» - General Motors и Chrysler, - отреагировал на эту тенденцию более агрессивной рекламной и маркетинговой политикой. «Мы должны развернуть серьезную борьбу, - говорит вице-президент подразделения GM по продажам, обслуживанию и маркетингу в Северной Америке Марк Ланев. – Может, наш тон и покажется вам агрессивным, но мы просто хотим слегка встряхнуть общественное сознание».
Если Ford и GM хотят перебороть тенденцию, которой уже четверть века, им необходимо сделать особый акцент на том, что они ликвидировали отставание от японских производителей по качеству автомобилей, считает профессор маркетинга Дэвид Коулер из Университета Иллинойса, Чикаго. «Это ужасное время для Ford и GM. Сейчас они буквально умоляют потребителя хотя бы взглянуть на их продукцию. Им необходимо принять самые срочные меры».
Скорее всего, компании сосредоточат свои усилия на рынке Северной Америке – в полном соответствии со слухами, что европейским маркам вскоре придется здесь нелегко. Но Ford также придется усилить контроль над расходами – в том числе над средствами, направляемыми на медицинские и пенсионные выплаты. Он уже не могут себе их позволить. Необходимость быстрых действий может подтолкнуть Ford r продаже PAG.
Хотя сокращение рабочих мест экономит миллиарды долларов в год, Ford предстоит принять еще более жесткие меры, в связи с чем переговоры с профсоюзами в ближайшем будущем приобретут ключевое занчение.
Есть данные, что Ford собирается объединиться со своими конкурентами для создания общего фонда расходов на здравоохранение, который будет финансироваться производителями автомобилей, а управляться – профсоюзом работников автопромышленности.
Эта мера поможет автоконцернам избавиться от обязательств перед 2 млн бывших и нынешних работников компаний и их семей на общую сумму примерно $114 млрд.
В настоящее время GM, к примеру, задолжал пенсионные выплаты 357 тысячам бывшим своим работникам, тогда как Toyota задолжала всего 269 пенсионерам.
Разница в оплате труда, достигающая почти $22 в час, позволяет объяснить, почему американские компании в прошлом году понесли убытки в $15 млрд, а Toyota, Honda и Nissan вместе заработали $23 млрд.
©The Daily Telegraph, UK, 2007
14.06.2007 / ДЭВИД ЛИТТЕРИК / ЛОНДОН