Теперь кувейтский
В понедельник 12 марта состоялась сделка по продаже компании Aston
Martin, 13 лет принадлежавшей концерну Ford. Получив "живые деньги",
компания Ford Motor надеется легче справиться с тяжелым финансовым
кризисом, которые концерн переживает в течение последних лет.
Aston Martin - производитель легендарных английских суперкаров -
принадлежал компании Ford Motor с 1994 года и входил в состав
подразделения "Premier Auto Group" (PAG), объединяющего люксовые бренды,
среди которых, помимо Aston Martin были Jaguar, Land Rover и Volvo.
Марку с почти девяностолетней историей решено было продать 31 августа
прошлого года. Это было лишь началом глобальной реструктуризации
корпорации Ford Motor. В сентябре на месте главы компании Билла Форда
(Bill Ford) - правнука легендарного Генри - сменил экс-президент Boeing
Алан Мюлалли (Alan Mulally), который не имел никакого опыта в
автомобилестроении, однако был признанным мастером корпоративной
реструктуризации. Затем Ford объявил о своих планах избавиться от
непрофильных активов, а также сократить более 50 тысяч рабочих мест и
закрыть 16 заводов. Кроме того, компания пришла к соглашению с
профсоюзами о преждевременном уходе на пенсию 75 тысяч сотрудников.
Наконец, Ford Motor решил изменить свой модельный ряд, уменьшив
производство тяжелых внедорожников и пикапов, которые становятся все
менее популярными в США из-за высокой цены на бензин.
Финансовый кризис заставил компанию Ford Motor, потерявшую по
итогам 2006-го года более 12 миллиардов долларов, заложить все свое
имущество ради получения кредита размером более 23 миллиардов долларов -
на эти деньги и планируется провести реструктуризацию компании. По
информации Wall Street Journal, в залог Ford предоставил "основные
производственные мощности, практически все остальные местные
(североамериканские) автомобильные активы", интеллектуальную
собственность, недвижимость и акции дочерних компаний. Как утверждают
американские аналитики, это был единственно возможный выход из
сложившейся ситуации, и в случае дефолта компании держатели ее акций
практически не смогут вернуть свои инвестиции.
Как продавали Aston Martin
Изначально предполагалось, что Ford будет избавляться от Jaguar -
убыточной, но довольно крупной компании. Купить английскую марку хотела
машиностроительная корпорация JCB.
Однако консультант Ford Motor - бывший топ-менеджер инвестиционного
банка Goldman Sachs Кеннет Лит (Kenneth Leet) - решил отказаться от этой
сделки и выставить на торги Aston Martin.
Лит пояснил, что что дилерская сеть британского производителя суперкаров
отличается от других брендов, принадлежащих Ford, к тому же Aston Martin
намного слабее интегрирован в структуру "Premier Auto Group", что
значительно облегчает его продажу. Билл Форд, который в то время
возглавлял Ford Motor подтвердил, что "этот выбор является наиболее
логичным и финансово оправданным". Продав Aston Martin, Ford сможет
получить около миллиарда долларов, что должно помочь компании "дышать
свободнее", хотя такая сумма и является "каплей в море" по сравнению с
убытками концерна.
Более полугода у Ford заняли поиски покупателя. Всего поступило около 30
предложений. Будущими владельцами Aston Martin могли оказаться: компания
прямых инвестиций One Equity Partners, советником которой является
создатель PAG, бывший руководитель Ford Жак Нассер (Jacques Nasser), а
также концерн LVMH. Владельцем этой группы компаний, среди которых такие
известные бренды как Moet, Hennessy, TAG Heuer, Kenzo, Prada, является
французский миллиардер Бернар Арно (Bernard Arnault). Его состояние
оценивается почти в 22 миллиарда долларов, а журнал Forbes причислил
господина Арно к 10 самым богатым людям планеты.
В итоге из многих претендентов был выбран владелец и основатель компании
Prodrive Дэвид Ричардс (David Richards), который имеет огромный опыт в
автомобильном бизнесе. Prodrive известен разработкой и подготовкой
гоночных автомобилей для Subaru и Aston Martin, а ее шеф, известный
гонщик и бывший глава команд Формулы-1 BAR Honda и Benetton, на
сегодняшний день является владельцев коммерческих прав на чемпионат WRC,
в первую очередь на его телевизионную трансляцию.
Кроме того, Ричардс планирует в 2008 году вернуться в "Королевские
гонки" со своей командой Prodrive F-1. Сразу после того, как состоялась
продажа Aston Martin, журналисты предположили, что и эта марка примет
участие в Формуле-1, однако Ричардс опроверг такие сведения.
Ричардс купил Aston Martin не в одиночку, а в сотрудничестве с
кувейтскими инвестиционными компаниями Investment Dar и Adeem Investment
Co. Они заплатили примерно 450 миллионов фунтов стерлингов, что почти в
два раза ниже суммы, заявленной "Фордом" изначально. Впрочем, Aston
Martin не был продан полностью - Ford решил оставить себе от 15 до 20
процентов акций компании, ожидая, что в 2007 году она принесет доход в
размере 47 миллионов фунтов стерлингов.
Руководитель Aston Martin Ульрих Бец (Ulrich Bez), который, по словам
Дэвида Ричардса продолжит занимать пост главы компании, остался доволен
сделкой, заявив: "Это удивительная возможность для Aston Martin. Мы
уверены, теперь у нас есть все, чтобы поднять компанию на еще более
высокий уровень".
Спустя несколько дней после сделки новые владельцы Aston Martin объявили
о своих планах насчет развития компании в ближайшем будущем. Как
сообщает английское издание The Times, планируется увеличение
производства в течение следующих трех лет за счет новой модели Rapide,
которая будет запущена в серию в самое ближайшее время.
По заявлению Ульриха Беца, выпуск Rapide позволит увеличить годовой
объем производства с нынешних 4,5 тысяч автомобилей до пяти-шести с
половиной. Для этого на заводе компании в небольшом городе Гайдон
(Gaydon) в британском графстве Варвикшир (Warwickshire) будут запущены
новые конвейеры и открыты дополнительные цеха для сварки кузовов и окраски.
Rapide будет второй новой моделью, запущенной в серийное производство
при новом руководстве. Первой станет DBS, которая являлась машиной
Джеймса Бонда в фильме Казино Рояль (Casino Royale). Aston Martin DBS,
как информирует The Times, встанет на конвейер в конце 2007 года.
Ефим Репин