Молекулярное моделирование в
углеводородах поможет создать идеальное морозостойкое топливо, что будет
востребовано, в первую очередь, для освоения Арктики, сообщает Томский
политехнический университет.
Ученая вуза Евгения Франция
выяснила, что в России существует дефицит марок дизельного топлива для
использования в холодных климатических зонах. Примерно 90% от общего объема
производства «дизеля» — это так называемые летние виды топлива. И только 9%
приходится на зимние марки: температура их застывания равна 35-45 градусам
мороза.
«Еще примерно 1% от общего
объема — арктический "дизель", застывающий при минус 55 градусах. Это
крайне малое количество. Поэтому организация производства низкозастывающих
дизтоплив для Крайнего Севера и Арктики — очень актуальная задача», —
рассказывает она.
«Экстремальное» дизельное
топливо, объясняют ученые, должно
соответствовать целому ряду требований: это установленные правила эксплуатации
в условиях низких температур, показатели воспламеняемости и теплотворной
способности – температура застывания, энергоемкость и так далее.
При этом для создания более
совершенного дизтоплива необходимо единое понимание межмолекулярного
взаимодействия между компонентами дизельных топливных композиций, однако,
приводит слова ученой агентство «РИА Томск», в науке сегодня такого описания не
существует.
Это связано со сложностью
оценки межмолекулярного взаимодействия, а также с недостаточным развитием
методов молекулярного моделирования, в частности квантово-химических способов
расчета электронной структуры молекул.
Томский проект должен решить
эту научную проблему. Ученым предстоит сформулировать теоретические
представления о природе межмолекулярного взаимодействия в углеводородных
системах. На их основе можно будет разработать подходы для определения
оптимального углеводородного состава «экстремального дизеля».
Такое топливо будет обладать
максимальной теплотворной способностью даже при очень сильном морозе, оставаясь
при этом низковоспламеняемым.