Исследователи из Южной Кореи разработали новый способ
изготовления легированной стали низкой плотности, которая вполне может
превзойти титан по прочности и пластичности без увеличения стоимости.
В материаловедении пластичность определяет способность
вещества к растяжению и изгибам без деформации. Данное свойство крайне важно
для промышленности, в частности, в производстве автомобилей и самолетов.
Производители постоянно ищут способы создания более легких стальных сплавов
(чем легче авто или самолет, тем меньше топлива они «съедают», тем меньше
загрязняют среду). Но более легкие стали, как правило, оказываются более
хрупкими.
«Соотношение легкости, прочности и пластичности
металлических сплавов изучалось с бронзового века. Сегодня растет спрос на
широкий диапазон конструкционных материалов для экологически безопасных, энергоэффективных
и легких инженерных систем», — говорят авторы проекта.
Новый стальной сплав, разработанный командой южнокорейских
специалистов под руководством Хансу Кима из Пхоханского университета науки и
технологий, обладает лучшими свойствами: материал одновременно более легкий и
более гибкий. Специфика изготовления такого сплава достаточно сложна, однако полученный
материал существенно превышает по качествам существующую на настоящий момент
легированную сталь, сообщают «Вести.Ру».
Для того, чтобы сделать
сплав легче, ученые добавили в него алюминий, менее плотный металл, а для того
чтобы сплав с алюминием был менее ломким, в него добавили никель. Благодаря ему
алюминий соединяется с железом в нанометровые кластеры (а не длинные ленты,
которые придают хрупкость материалу). Эти кластеры слишком малы, чтобы вызвать
нежелательную хрупкость, но алюминий делает сплав более легким.