В Новосибирске проходит Форум глав муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока
Участие в нем приняли мэры 38 муниципалитетов – участников Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), а всего в наш город приехали представители более чем пятидесяти муниципальных образований.
Как отметил президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, открывая XXIV Общее собрание Ассоциации, реформа местного самоуправления продолжается. Благодаря совместной работе участников Ассоциации, активному обмену опытом, для муниципальных образований наших регионов она проходит "максимально гладко". Сейчас перед местным самоуправлением стоит новая задача – подготовиться к трехлетнему бюджетному планированию. Вошла в решающую фазу еще одна реформа – жилищная. В городах подходит к концу работа по выбору форм управления жилым фондом. Исследования показывают, что во многих муниципальных образованиях осведомленность жителей об особенностях реформы - не очень высока. И роль АСДГ здесь президент Ассоциации Владимир Городецкий видит в методической помощи муниципалитетам по информированию граждан. Еще одно предложение – сформулировать тексты и образцы типовых договоров собственников жилья с управляющими компаниями. Хорошим подспорьем может стать и обмен опытом по заключению договоров на оказание коммунальных услуг между собственниками, управляющими компаниями и поставщиками услуг.
В Новосибирске, например, создан координационный Совет по управлению ЖКХ города – для оперативного решения актуальных вопросов реформирования жилищно-коммунального хозяйства. И опыт его работы уже заинтересовал представителей других городов.
Проблемы капитального недоремонта жилфонда, сноса ветхого и аварийного жилья, актуальные для всех муниципальных образований, по-прежнему остаются в списке самых важных тем. Президент РФ в своем послании Федеральному собранию в апреле этого года заявил о необходимости участия в решении этих проблем федерального бюджета, поддержав тем самым позицию АСДГ.
Есть проблемы у муниципалитетов в реализации градостроительной и земельной политики. Например, меры федеральной поддержки инженерной подготовки земельных участков под комплексную застройку не очень эффективны. Федеральные гарантии заимствований так и не стали механизмом прямой поддержки. Об этом Президент АСДГ, мэр Новосибирска Владимир Городецкий говорил накануне форума Ассоциации – на заседании межведомственной рабочей группы по реализации нацпроекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России" при Минрегионразвития РФ. И, как отметил Владимир Филиппович, в министерстве регионального развития есть понимание этой позиции и в ближайшее время будут подготовлены соответствующие предложения.
Еще один из важнейших аспектов муниципальной реформы, требующий консолидированного мнения всех городов: делегирование полномочий на местный уровень и обеспечение финансовой базы адекватной новым полномочиям.
Нужно совершенствовать межбюджетные отношения с субъектами федерации, с федеральным бюджетом, решать вопросы по делегированию муниципалитетам полномочий, которые до вступления с силу 131-го федерального закона исполняли именно городские власти, а теперь они находятся в ведении других уровней власти. Например, расчет субсидий за оплату жилищно-коммунальных услуг, социальная поддержка населения. В большинстве муниципалитетов давно отлажена система выполнения этих функций. Нет смысла разрушать ее, а затем выстраивать заново – уже на другом уровне, убежден Владимир Городецкий
Еще одна проблема, актуальная для всех муниципалитетов: выравнивание межбюджетных отношений. Сегодня местные власти могут оценить, насколько финансовая база муниципалитетов соответствует возложенным на них полномочиям. Например, если на местное самоуправление возложены функции по модернизации улично-дорожной сети, то необходимо закрепить за муниципалитетом и отчисления транспортного налога. Ведь он формируется в основном за счет горожан - собственников транспортных средств.
Бюджетное законодательство также предоставляет субъекту федерации право увеличивать отчисления от поступлений налога на доходы физических лиц для муниципалитетов с 30 до 40 процентов. "Нам кажется, что увеличение этих отчислений должно стать нормой и быть закреплено законодательно", - считает президент АСДГ. Время "бюджетов выживания" закончилось, сегодня городам нужны бюджеты развития, подчеркнул Владимир Городецкий. За три последних года, например, в Новосибирске бюджет развития вырос с 1,2 млрд до 5 млрд рублей. Но такие возможности есть далеко не во всех городах Сибири и Дальнего Востока.
И еще одна проблема формирования местных бюджетов – выпадающие доходы в связи с приватизацией муниципальной собственности, которую необходимо завершить до 2009 года. «Продавая свое имущество, муниципалитет теряет налог на него. Между тем выпадающие доходы от налога на имущество можно было бы компенсировать за счет изменения нормативов отчислений от других налогов», - отметил Владимир Городецкий. Отстаивать эту позицию участники ассоциации намерены на федеральном уровне, в том числе в Минфине.