В финале - иное дело. В финале, помимо фанатичных болельщиков, помощниками - вольно или невольно - становятся и арбитры, обычно создающие для хозяев площадки режим наибольшего благоприятствования.
Но если судейство афинского финала и стало одной из причин поражения ЦСКА со счетом 91:93 (всего-то два очка!), то - весьма незначительной, в целом на процесс серьезного влияния не оказавшей.
Болельщики и отсутствие полноценного резерва - иное дело.
Пожалуй, лишь Теодорос Папалукас, названный самым ценным игроком нынешнего розыгрыша Евролиги, совершенно хладнокровно отнесся к неистовству трибун, хотя ему, быть может, было гораздо сложнее сделать это, нежели другим. Папалукас - грек. До ЦСКА он играл в Олимпиакосе - клубе, являющемся историческим противником Панатинаикоса номер один. Болельщики Панатинаикоса считают Папалукаса, во-первых, предателем, уехавшим из греческого баскетбола, и, во-вторых, врагом своего клуба. Как только мяч в финальной игре оказывался у Папалукаса, публика принималась скандировать оскорбления в его адрес и в адрес его семьи, но баскетболист, к счастью для ЦСКА, ни на что, в отличие от некоторых его партнеров, не реагировал. Благодаря, прежде всего, Папалукасу ЦСКА, выступавший на протяжении всего матча в роли догонявшего, четыре раза настигал греческую команду, а однажды даже вышел вперед.
Но стушевавшимися выглядели другие ведущие баскетболисты ЦСКА, в частности, Траджан Лэнгдон, Матьяж Смодиш, Джон Роберт Холден. Играй они на своем привычном уровне, ход матча вполне могут пойти иначе. Кроме того, почти сразу после того, как ЦСКА впервые в матче вышел вперед, хозяева финала спровоцировали Лэнгдона и Смодиша на четвертые фолы, и оба, и до этого момента действовавшие без присущей им агрессии, стали осторожничать еще больше.
Разумеется, на игре ЦСКА сказалось отсутствие Дэвида Вантерпула, несгибаемого лидера, как называет его тренер армейцев Этторе Мессина. Вантерпул травмирован. В Афины он вместе с командой полетел и даже разминался перед полуфиналом с Уникахой, что вызвало шок в стане испанской команды, знавшей о травме игрока. Между тем, в баскетболе, в отличие от, скажем, футбола, отношения между командами вообще и тренерами в частности давно выстроены на принципах джентльменства. Задолго до матча ЦСКА - Уникаха Мессина разговаривал по телефону со своим коллегой из Уникахи Серджо Скариоло (оба тренера, кстати, из Италии) и честно сообщил ему о травме Вантерпула и о том, что этот баскетболист на площадку не выйдет.
Помимо отсутствия Вантерпула сказался, заметил после финала Мессина, и размер скамейки запасных ЦСКА. Она, по мнению тренера, слишком коротка. Скамейка, конечно, была заполнена - на матч, как и положено, армейский клуб заявил двенадцать игроков, - но далеко не все из состава могли безболезненно заменить лидеров, когда тем требовалось время для отдыха или же когда следовало поменять тактический рисунок игры.
Сегодня в большинстве игровых видах спорта серьезных успехов добиваются команды, располагающие полутора или - еще лучше - двумя составами примерно равноценных спортсменов. Возросшая игровая интенсивность, огромное количество матчей, которые необходимо провести за сезон, высокий уровень турниров - все это вынуждает богатые клубы иметь теперь в своем распоряжении большую группу высококвалифицированных игроков.