Биологи-экспериментаторы не понимают и не воспринимают язык математики — наличие формул в статье катастрофически снижает ее шансы быть процитированной, установили британские ученые. Они рекомендуют руководству биологических вузов усилить преподавание математических дисциплин, а авторам статей — налегать на описательные образы и переносить формулы в приложение.
Исследование, проведенное биологами Тимом Фосетом и Эндрю Хиггинсоном, показало, что распространению новых идей изрядно мешает содержащаяся в них математика. Они пришли к такому заключению, изучив цитируемость всех статей в трех важнейших журналах по экологии и эволюции — Evolution, Proceedings of the Royal Society of London B и The American Naturalist. Ученые обнаружили, что чем больше математических формул содержится в статье, тем меньше на нее ссылаются.
Многих исследователей и раньше беспокоило то, как математика может повлиять на читабельность их работ. Среди них были, например, такие гиганты, как знаменитый физик-теоретик Стивен Хокинг. "Формулы — есть докучливая часть математики. Я стараюсь видеть мир в геометрических терминах", — однажды сказал он. Но бристольская группа ученых оказалась первой, попытавшейся оценить масштаб проблемы.
Биология не относится к разряду точных наук, однако математика все больше проникает в нее. Как и всякая другая наука, биология есть сочетание теории и эксперимента, где важно их взаимное влияние друг на друга. Строго говоря, математика необходима и теоретикам и эмпирикам — первым она необходима для строгого описания их теории, вторым — для того, чтобы оформить и проанализировать результаты. И, конечно, математика нужна последним, чтобы лучше понимать теоретиков. У биологов-теоретиков с математикой все в порядке. Они с готовностью цитируют статьи своих коллег, даже если те перенасыщены формулами. Однако экспериментаторы демонстративно игнорируют статьи с большим количеством математически формул.
И это, утверждают исследователи, говорит о наличии коммуникационного барьера в биологии между теорией и экспериментом. Новые теории появляются, но часто им грозит участь забвения, поскольку мало кто заинтересуется ими и решит проверить их экспериментально. Есть очевидный способ преодолеть этот "математический" коммуникационный барьер — преподавать математику студентам биологических вузов в намного большем объеме, чем это делается сейчас. Кроме того, есть и такой рецепт — поменьше формул в главном теле статьи, побольше объясняющего текста, позволяющего читателю разобраться с основными положениями теории и ее приложениями.