Новости / Новосибирск / «Ледокол»: плывущие по тонкому льду
Фото: кадр из фильма «Ледокол»
«Ледокол»: плывущие по тонкому льду
В широкий прокат выходит российский фильм-катастрофа о застрявших во льдах Антарктиды полярниках. Режиссёр картины Николай Хомерики сумел превратить сюжет в неторопливую ретро-драму о судьбах людей.
Антарктида, 1985 год. Советский ледокол «Михаил Громов» пробирается сквозь толстый лед и сталкивается с айсбергом. Случайно один из моряков оказывается за бортом. Командир экипажа Петров, которого играет Пётр Фёдоров, ради спасения полярника едва не отправил судно на дно. После того как в Ленинграде узнают об инциденте, на ледокол отправляется новый капитан Севченко. Он отдает приказ — «Михаилу Громову», застрявшему во льдах, отправиться в дрейф и несколько месяцев ждать помощи.
Небывалый эксперимент
Как и Алексей Мизгирёв, чей «Дуэлянт» еще не сошёл с экранов, режиссёр картины «Ледокол» Николай Хомерики — представитель новой школы российского авторского кино, чьи фильмы предназначены не только для показа на «Кинотавре», но и для экспортного варианта в виде Каннского или Веницианского кинофестивалей.
Вообще нужно сказать, что отечественное коммерческое кино в этом году переживает небывалый эксперимент. Тенденция очень проста: один за другим большие бюджеты стали осваивать режиссёры, привыкшие до этого работать с камерными историями. Авторы, которых после нулевых стали называть «новой волной», начали снимать мейнстримное кино и сериалы.
Мизгирёв сумел превратить «Дуэлянта» в один из лучших современных российских фильмов, «Ледокол» Хомерики вышел на этой неделе, Алексей Попогребский доснял последние сцены для сериала «Оптимисты», а Клим Шепенко доделывает масштабную космическую драму «Салют-7. История одного подвига».
В Голливуде этим никого не удивить: там таких примеров очень много, начиная от Альфонсо Куарона и Гильермо Дель Торо, заканчивая Дени Вильневым. Впрочем, пример Хомерики — совсем уникальный для нашего кино. До этого он делал медленные, неторопливые картины «Сказка про темноту» и «Сердце — бумеранг», отличавшиеся своим неповторимым авторским стилем.
Сейчас Хомерики, используя лишь немного компьютерной графики, сумел превратить фильм в отличную герметичную драму с целым набором скромных и камерных историй о жизни полярников.
Актерский ансамбль
Замерзающие бородатые мужчины в пространствах вечной мерзлоты в ожидании помощи проводят время как могут — кто-то играет в домино, кто-то пьет чай с сахаром, а персонаж Александра Яценко и вовсе молча спивается. В замкнутом пространстве, когда припасы и горючее заканчиваются с каждым днем, экипаж начинает терять терпение.
Однако советский полярник тем и отличается, что даже в самой экстремальной ситуации сохранит рассудок и поступит по совести. При всех сценарных погрешностях и предсказуемости, «Ледокол» держится в основном на типажах и характерах главных героев.
В «Ледоколе» потрясающий не набор, а именно ансамбль актёров. Особенно хорошо в жестоких реалиях выглядит капитан Севченко — Сергей Пускепалис уже показывал свой неординарный актёрский талант у того же Алексея Попогребского в картине «Как я провёл этим летом» и другом российском блокбастере «Метро».
Не менее ярко в фильме Хомерики показаны и другие персонажи, включая грустного Петра Федорова, молчаливого Александра Яценко и мечтательного Александра Паля, желающего быть похожим на своего кумира той эпохи — Виктора Цоя.
Неторопливый стиль повествования удобен режиссеру. В «Ледоколе», которые уже многие сравнивают с фильмом «Титаник» Джеймса Кэмерона, экшен-сцены можно пересчитать по пальцам одной руки. В остальное же время главные герои всматриваются в безжизненный белый горизонт уставшими от однообразной еды и холодных кают глазами.
В какой-то момент картина уходит в близкую режиссёру плоскость метафизики. Айсберг, который один из полярников называет Семёном Семёновичем, и вовсе по ходу действия кажется разумным существом. Николай Хомерики не первый в нашем кино показывает, что СССР или Россия — страна перманентной катастрофы. Айсберг в ленте вполне может играть роль советской системы: рушит всё на своём пути, не щадя человеческие судьбы и жизни.
Режиссёр разыгрывает драму в суровой советской действительности. Герои «Ледокола» бьют друг друг морду на фоне музыки группы «Кино», сравнивают друг друга с Аллой Пугачевой, а также безуспешно пытаются собрать «Кубик Рубик». Наблюдать за общением этих живых и настоящих людей на экране невероятно увлекательно, да и интересней, чем за айсбергом и тонким льдом.