Военно-морской
флот России планирует развернуть в
Арктике специальную группировку кораблей
ледокольного и ледового классов,
способных нести артиллерийское и
ракетное вооружение, сообщил генеральный
директор Крыловского государственного
научного центра в Санкт-Петербурге
Валерий Половинкин.
«Недавние
учения Вооруженных сил по высадке
десанта на остров Котельный в Арктике
при поддержке кораблей Северного флота
показали, что даже при поддержке
ледокольного флота обычные боевые
корабли не могут свободно действовать
в арктических широтах. Толщины бортов
даже самых современных из них не хватает
для того, чтобы выдержать воздействие
колотого льда. Вместе с тем стоит задача
постоянного присутствия в регионе», —
цитируют «Известия» Валерий Половинкин.
По
его словам, размещение в этом регионе
американских кораблей с крылатыми
ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk
позволяет простреливать три четверти
нашей территории, недоступной ни с
одного другого направления. Это одна
из главных причин столь активного
развития военной инфраструктуры на
севере страны и архипелагах арктических
морей. Собственно для ее обеспечения и
необходимо круглогодичное морское
сообщение, которое может обеспечить
сегодня только ледокольный флот.
Один
из первенцев военного ледокольного
флота — проект 21180 «Илья Муромец»,
построенный специально по заказу
Минобороны. Его главное ноу-хау
использование винторулевых колонок —
азиподы. В традиционных двигательных
системах двигатель находится внутри
корпуса судна и вращение передается на
винт посредством промежуточных валов.
В азиподах гребной винт установлен
непосредственно на валу электродвигателя
Установка
закреплена вне корпуса и с помощью
шарнирного механизма может вращаться
вокруг вертикальной оси на 360 градусов,
что позволяет получить лучшую маневренность
судна как по курсу, так и по скорости по
сравнению с обычными движительными
установками. Применительно к ледоколам
проекта 21180 это позволяет кораблям
двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть
бортом.
Как
объяснил Валерий Половинкин, из-за
особенности конструкции корпуса ледокола
на судне не остается места под размещение
комплексов вооружения. Именно поэтому
Крыловский научный центр ведет проработку
проекта боевых кораблей ледового класса,
способных действовать в связке с
ледоколами. Такие корабли есть у Норвегии,
США, Швеции и Канады.
«Облик
отечественного ударного корабля ледового
класса еще обсуждается с военными Но
уже сейчас можно сказать, что многое он
возьмет от нового ледокола ЛК-110Я «Лидер».
это первое судно ледового класса, на
котором будет установлен атомный реактор
нового поколения РИТМ-400, выдающий 60 МВт
мощности. Судно способно пройти через
двухметровый лед со скоростью 14 узлов
(обычные ледоколы при той же толщине
льда двигаются не быстрее двух узлов).
На «Лидере» будет стоять два реактора,
что обеспечит ему невиданную для
ледоколов мощность».