Лайнер из пластика: почему Запад испугался российского МС-21
Новейший российский авиалайнер МС-21 в минувшее воскресенье совершил
первый полет — самолет взлетел с аэродрома Иркутского авиационного завода и успешно
выполнил всю намеченную испытательную программу. Новинка мгновенно привлекла
внимание революционными ноу-хау в конструкции.
В России МС-21 называют «самолетом XXI века», который должен
потеснить на мировом рынке безоговорочных лидеров Boeing и Airbus. На Западе
уже заинтересовались технологией производства лайнера, которая предусматривает
создание уникальных «черных крыльев» из композитного материала.
Интеллектуальный самолет
Вице-премьер России Дмитрий Рогозин после испытательного
полета заявил, что по своим летно-техническим характеристикам МС-21 опережает
конкурентов Boeing и Airbus, а цены российского самолета «будут намного
конкурентнее», чем у американской и европейской компаний. Завершить испытания
планируется в 2018 году, после чего начнется его производство.
Впервые российский лайнер станет полностью интеллектуальным,
подчеркнул Рогозин. «Самолет отличается тем, что он очень серьезен по
интеллекту, он не позволяет совершать грубые экипажные ошибки, программное
обеспечение ограничивает возможности сваливания самолета в штопор и другие
опасные крены», — сказал вице-премьер.
На данный момент портфель заказов на МС-21 составляет 285
самолетов. Из них на 175 машин заключены твердые контракты, еще по 110
самолетам достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные
соглашения. Крупнейшим заказчиком пока является «Аэрофлот», который намерен
купить сразу 50 МС-21.
Среди первых зарубежных заказчиков — индонезийская Crecom
Burj Berthad, которая подписала твердый контракт на поставку 25 самолетов. Заинтересованность
в российском лайнере выразили в Египте, Иране, Танзании и Саудовской Аравии. По
оценке министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, поставки МС-21 могут
составить 1 тысячу единиц до 2037 года.
Однако эксперты отмечают, что сильную конкуренцию МС-21 на
международном рынке может составить китайская новинка — лайнер COMAC C919,
который должен выйти в серию в 2020 году. Главным преимуществом китайца должна
стать беспрецедентно низкая стоимость самолета, которая составит примерно 50
миллионов долларов.
Кроме этого, внешний рынок законтрактован Boeing и Airbus на
75 % до 2025 года, а сертификация самолета за границей может затянуться.
Несмотря на трудности, МС-21 по своему потенциалу способен стать настоящим
хитом для авиаперевозчиков из стран третьего мира, так как российский самолет
экономичнее конкурентов.
«Черные крылья» МС-21
В новейшей истории России с нуля пока произвели единственный
гражданский самолет — региональный Sukhoi Super Jet-100, который начал эксплуатироваться
с 2011 года и добился относительного
успеха на международном рынке. Между тем МС-21 потенциально может разрушить дуополию
Boeing и Airbus, сочетая революционные технологии и невысокую цену.
МС-21 превосходит Super Jet-100 — у него увеличенная
дальность полета (4578 километров против 6400 километров) и более просторный
салон, в котором размещаются до 211 посадочных кресел, тогда как в SSJ-100
максимально может поместиться 108 пассажирских кресел. Стоимость одного МС-21
составляет 75 миллионов долларов, тогда как аналоги примерно на треть дороже.
Разработка МС-21 велась заводом «Иркут» и «ОКБ имени А. С. Яковлева» на базе
несостоявшегося в 1990-х годах проекта Як-242. По замыслу создателей, МС-21
полностью заменит устаревшие авиалайнеры Ту-154 и составит конкуренцию лидерам
на рынке — Boeing 737MAX и Airbus A320 neo.
На лайнер устанавливаются двигатели PW 1400G производство
американской Pratt & Whitney, однако с 2018 года планируется оснащать лайнер
российскими двигателями ПД-14 производства «Объединенной двигателестроительной
корпорации». Система управления создана российскими специалистами совместно с французской
Goodrich AS и американской Rockwell Collins.
Главное ноу-хау МС-21 — новое композитное крыло, которое
должно значительно облегчить вес самолета и нагрузку на двигатели. Сейчас в
мире есть только три самолета, у которых крылья изготовлены из полимерных
композиционных материалов — Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и
Bombardier CSeries.
При этом углеродосодержащие «черные крылья» уже заинтересовали
западных конкурентов, которые также ищут более дешевые и быстрые способы
постройки самолетов. В частности, Reuters написало о том, что безавтоклавная
технология, использованная на производстве МС-21, может быть угрозой для
лидерства корпораций Boeing и Airbus.