Центральный
аэрогидродинамический институт имени
Жуковского разработал проект нового
пассажирского лайнера с двигателями,
работающими на криогенном топливе.
Концепцией
предполагается создание пассажирского
самолета с двухэтажным фюзеляжем, на
первом этаже которого будут установлены
кресла для пассажиров, а на втором —
топливные баки с жидким водородом, пишет
Life со ссылкой на AEX.
Сообщается,
что использование водородного топлива
в модифицированных турбореактивных
двухконтурных двигателях потенциально
может дать существенную экономию
топлива. Помимо этого, подобные силовые
установки отличаются от обычных
керосиновых двигателей экологичностью,
так как продуктом сжигания водородного
топлива является вода.
На
водородный самолет планируется установить
турбовентиляторные двигатели, за
питание которых будет отвечать водородная
топливная ячейка в хвостовой части.
Проекты
по переводу самолетов на водородное
топливо уже разрабатывались, но до конца
не были доведены, так как для сохранения
дальности полета самолета требуется
большее количество водородного топлива
и, соответственно, топливные баки
увеличенного объема. Такие баки
теоретически можно установить внутри
фюзеляжа для сохранения аэродинамики,
но количество посадочных мест для
пассажиров в таком случае придётся
сократить.
Для
сохранения числа посадочных мест
топливный бак большого объема можно
разместить на внешней подвеске или
внутри увеличенного фюзеляжа, что
приводит к увеличению максимальной
взлетной массы и лобового сопротивления
самолета, а это полностью лишает смысла
использование криогенного водородного
топлива, так как становится невыгодным.
Первый
пассажирский самолет на криогенном
водородном топливе разрабатывался в
СССР в первой половине 1980-х годов на
базе обычного пассажирского лайнера
Ту-154. Разработчики модифицировали этот
трехдвигательный самолет, смонтировав
на него вместо одной обычной силовой
установки новую водородную.
Модифицированный
самолет получил обозначение Ту-155. Ту-155
выполнил около ста испытательных
полетов, включая два продолжительных
международных перелета. Из ста полетов
пять были осуществлены полностью на
водородном топливе. В 1989 году Ту-155
оснастили модифицированным двигателем
НК-88 — НК-89. Эта силовая установка могла
работать на сжиженном природном газе.
В начале 1990-х годов проект Ту-155 закрыли.