опию знаменитого сочинения Ивана Грозного нашли в Бийске
Филологи Новосибирского госуниверситета обнаружили в Бийском
музее копию одного из знаменитых сочинений Ивана Грозного. Рукопись нашли студенты НГУ, проходившие в музее практику.
Страницы были вклеены в печатную книгу, в прошлом принадлежавшую староверам, сообщает пресс-служба вуза.Старинный Часовник в темном от времени кожаном переплете две
недели назад принесла в музей 85-летняя жительница Бийска Мария Кузьминична. Это
сборник молитв, которые принято читать в течение суток. О книге, сохранившейся
в семье, женщина смогла рассказать немногое: осталась еще от родителей, которые
приехали из Владимирской области. Женщина отнесла Часовник в Музей истории
Алтайской духовной миссии. Здесь хранится коллекция рукописных и печатных книг
XVII–XX веков, собранная учредителями музея.
При этом в музее уже 11-й год подряд проходят
археографическую практику студенты-филологи Новосибирского госуниверситета.
Будущие филологи под руководством од руководством преподавателей и аспирантов
НГУ, а также сотрудников отдела редких книг и рукописей Государственной публичной
научно-технической библиотеки СО РАН составляют подробные описания старинных
книг. Они идентифицируют свои экземпляры со сводными каталогами старинных книг,
печатавшихся в разных типографиях России от XVII века до первой четверти XX.
Так становится известно, что за издание хранится в музее.
Часовник, о котором идет речь, достался Софье Сугачевской,
студентке-второкурснице филологического отделения Гуманитарного института НГУ.
Она и обнаружила вклеенные в печатное издание рукописные страницы.
Тайная типография
По каталогам, которые Софья просмотрела вместе с
преподавателями, выяснилось, что Часовник был напечатан в конце XVIII века в
тайной старообрядческой типографии Федора Карташова.Кости мамонта и динозавра нашли томские ученые в Красноярском крае
Через несколько дней филологи сумели понять, что две вставки
в Часовник являются рукописными копиями известных сочинений второй четверти XVI
и первой четверти XVII века. Оба текста представляют собой образцы гимнографии
— основной формы стихотворного творчества в древнерусской литературе.
Первый из них, «Канон Ангелу Грозному воеводе» в рукописях
известен под авторством Парфения Уродивого, считающегося псевдонимом самого
царя Ивана Грозного.
«В каноне молящийся обращается к ангелу — «Грозному воеводе
Небесного Царя», который встретит его душу после смерти и поведет на суд. Канон
подчеркивает страх автора перед ангелом «грозным и смертоносным». Этот канон не
был известен в изданиях Московского печатного двора, а существовал
исключительно в рукописной традиции и был тщательно сохраняем в среде русских
старообрядцев. В целом, этот текст, литературно индивидуальный, окрашенный
чувствами самого автора, выявляет в Грозном талантливого поэта и знатока
гимнографии», — говорит доцент кафедры древних литератур и литературного
источниковедения ГИ НГУ Валентина Мельничук.
Второй рукописный текст оказался кратким вариантом «Службы
иконе Софии Премудрости Божией», созданной известным российским писателем
первой половины XVII века князем Семеном Шаховским.
Особая бумага
Работая над Часовником, филологи пришли к выводу, что
рукописные вставки были сделаны в книгу почти 100 лет спустя. Об этом говорит и
характер бумаги — очень важный параметр для специалистов.
«На бумаге, которая использовалась для самого Часовника,
видна на просвет сетка — продольные и поперечные линии — это так называемые
вержеры и понтюзо, и филиграни (водяные знаки), которые позволяют с точностью
до пяти лет датировать книгу. На книге есть выходные данные, но они —
«мистификация», поскольку книга напечатана в тайной старообрядческой типографии
и точная дата ее появления в свет может быть определена только специалистами», —
рассказывает младший научный сотрудник Отдела редких книг Василий Подопригора.
Он уточняет, что бумага ручной выделки, ее производили не из
древесной целлюлозы как сейчас, а из старого льняного тряпья. В отличие от
Часовника, для рукописных сочинений, включенных в него, была взята бумага
машинной выделки. Ее называли «рольной».
Бумагоделательные машины, производившие бумагу такого типа,
в России появились не ранее 10-х годов XIX века, целлюлозную бумагу датируют
серединой того же века. Эта бумага без водяных знаков, но она имеет свои
датирующие приметы. Время создания рукописи помогают определить и почерки. В данном
случае это старообрядческий полуустав конца XIX–начала XX века.