Новости / Hi-Tech / Видео: Как советский шаттл бросил вызов США
Фото: Grzegorz Jereczek / CC BY-SA 2.0
Как советский шаттл бросил вызов США
15 ноября 1988 года советский космический челнок «Буран» совершил
свой первый и единственный полет, дважды обогнув Землю на высоте порядка 100
километров, после чего приземлился на аэродроме космодрома Байконур. Программа
«Энергия-Буран» стала последним эпизодом космической гонки между Советским Союзом
и США.
Противостояние Соединенных Штатов и СССР в космосе всегда
проходило с переменным успехом. После завершения программы Apollo и старта
программы Space Shuttle США удалось вырваться вперед.
В ответ Советский Союз занялся созданием собственного челнока, который даже
сейчас остается одной из технологических вершин.
Космическая гонка
Создание «Бурана» стало ответом на американскую программу «Космическая
транспортная система», стартовавшую в 1971 году. В рамках этой программы США
впервые разработали многоразовый транспортный космический корабль — Space
Shuttle. Старты американских челноков начались с 1981 года и вызвали
пристальный интерес советского руководства.
В Москве еще до первого старта «Колумбии» оценили
возможности американских челноков. По мнению советских военных, шаттлы имели серьезных
боевой потенциал. В частности, челноки можно было использовать в качестве орбитальных
бомбардировщиков с ядерным оружием на борту, которые на протяжении всего полета
оставались неуязвимыми для систем ПВО.
Кроме этого, советские специалисты заподозрили, что шаттлы
можно использовать для похищения с
орбиты Земли советских спутников, так как их грузовой отсек идеально подходил
для подобных задач. В итоге программе Space Shuttle советские конструкторы
предложили противопоставить симметричный вариант.
Программа «Энергия-Буран» стартовала в 1976 году и стала
финальным этапом космической гонки между СССР и США. Ее масштабы поражают — в
проекте приняли участие более 1300 предприятий по всей стране, а также 2,5
миллиона специалистов. Причем перед учеными поставили задачу сделать советский челнок
лучше американского.
Советская программа длиной в 12 лет обошлась в итоге 14
миллиардов рублей — в ценах 2017 года это составляет около двух триллионов. При
этом на постройку «Бурана» и его запуск дополнительно потратили еще 400
миллионов рублей. Траты астрономические — они почти двукратно превышают
существующий десятилетний бюджет Роскосмоса.
«Буран» изначально проектировался кораблем двойного
назначения. В случае военного конфликта он мог выполнять боевые задачи. Так, на
нем планировалось установить мощные манипуляторы, с помощью которых можно было «сбрасывать»
с орбиты вражеские спутники. При необходимости «Буран» мог атаковать даже
орбитальную станцию США Skylab.
Попутно стояла задача создать новую сверхтяжелую ракету, разработать
новейшие материалы, способные выдерживать высочайшие температуры,
сконструировать революционные электронные системы. Советские ученые в своей
работе опирались на опыт американцев, однако в итоге им удалось совершить
грандиозный технологический скачок.
Ответный удар
Несмотря на внешнее сходство, «Буран» изначально удалось
наделить более широким функционалом. В частности, советский челнок был лишь
полезной нагрузкой для ракеты-носителя — вместо него на «Энергию» можно было
закрепить любой другой элемент, включая
грузовой контейнер. В системе Space Shuttle челнок был необходим для старта.
При этом Space Shuttle имел полезную нагрузку 24 тонны,
тогда как «Энергия» могла вывести на орбиту груз более чем в 100 тонн. Специально
для «Энергии» был создан самый мощный в мире жидкостный ракетный двигатель
РД-170, в который конструкторы умудрились «запрячь» 20 миллионов лошадиных сил.
Маршевые двигатели «Бурана» включались только через
некоторое время после старта, а у американских шаттлов двигатели работали с
первых секунд. Наконец, «Буран» мог летать в беспилотном варианте и делать
несколько попыток посадки, а шаттлы США сажали пилоты без использования
двигателей — он приземлялся как планер.
Демонстрация «Бурана» состоялась 15 ноября 1988 года — «Энергия»
вывела челнок на околоземную орбиту,
после чего он в течение 205 минут сделал два витка и приземлился на территории
космодрома Байконур. В ходе посадки пилотировавшая шаттл ЭВМ здорово напугала
разработчиков, неожиданно развернув «Буран» для плавной посадки.
Полет «Бурана» получился триумфальным, однако через
несколько лет СССР распался и программа многоразовых космических кораблей
оказалась слишком дорогостоящей для нового российского руководства. К тому же эксплуатация
американских челноков показала их слабости — регулярные повреждения в полетах,
что в итоге привело к закату программы.
Окупить многоразовые корабли оказалось возможным только при
условии постоянных полетов на орбиту, однако такого количества космических грузов
нет даже сейчас. Россия в итоге пришла к выводу, что с задачей орбитальных
грузовиков успешнее справляются одноразовые ракеты-носители. В 2011 году была
завершена и программа Space Shuttle.
Все пять построенных в рамках программы «Буранов» закончили
свою жизнь печально. Первый был установлен в качестве аттракциона в парке имени
Горького, второй продали техническому музею немецкого города Зинсхайм. Летавший
в космос «Буран» в 2002 году погиб из-за обрушения кровли комплекса на
Байконуре. Еще два челнока находятся в российских музеях.
Однако отказ от челноков не означает, что концепция
многоразового космического корабля — пройденный этап. Если возникнет
потребность в строительстве крупных орбитальных объектов, альтернативы шаттлам
нет. К тому же новые технологии в перспективе значительно снизят стоимость доставки
одного килограмма груза в космос на челноках, что может оказаться решающим.