Уникальный советский гигант Ми-12 в ходе испытаний 6 августа
1969 года смог поднять груз в 44 тонны на высоту в 2255 метров, установив мировой
рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Sibnet.ru вспомнил историю
машины, которая стала символом отечественной мощи и заставила Запад признать
первенство конструкторской школы СССР.
- Ми-12 стал последним вертолетом сибиряка Михаила Миля,
который разработал первую модель самолета в 12-летнем возрасте. В декабре 1947
года Миль занялся вертолетами и в 1964 году стал генеральным конструктором
опытного КБ. Его коллективом были разработаны вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8,
Ми-10, Ми-12, Ми-24, многие из которых стали легендарными.
Перевозчик ракет
Ми-12 разрабатывался по заказу военных — им был нужен сверхтяжелый
транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки
компонентов межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН, а также
для создания позиционных районов ракетных войск на местности без дорог с твердым
покрытием.
В 1960-е годы ни один вертолет в мире не имел
грузоподъемность в 40-50 тонн. Планировалось, что ракеты до аэродрома будет
доставлять самолет Ан-22 «Антей», а
затем с помощью нового вертолета они станут перебрасываться на стартовую
площадку. Разработать проект сверхтяжелой машины поручили КБ Миля.
Фото: yuriybrisk / Attribution-ShareAlike License
Вертолет разрабатывался в сжатые сроки — постановление
правительства о его создании вышло в 1962 году, а уже через пять лет
винтокрылый гигант отправился в свой первый полет. При этом конструкторы
столкнулись с множеством трудностей — например, им пришлось победить
неизвестные ранее автоколебания, которые возникали при взлете монстра.
Максимальный взлетный вес машины составлял 105 тонн, а в
грузовой кабине и на внешней подвеске можно было перевозить грузы общей массой порядка
41 тонны. В частности, это позволяло загружать в вертолет танк Т-72. В НАТО
уникальный вертолет получит обозначение «Homer» — Запад принялся пристально
следить за проектом.
Размеры Ми-12 потрясали — диаметр несущих винтов составлял
35 метров, а длина фюзеляжа приближалась к 37 метрам. Вертолет при посадке полностью
занимал площадь стандартного футбольного поля. Суммарная мощность четырех двигателей
составляла 26 тысяч лошадиных сил, крейсерская скорость вертолета достигала 260
километров в час.
Шок американцев
Миль предложил для гиганта необычное решение — в отличие от
американцев было решено использовать не продольную, а поперечную схему
расположения двигателей. Идея оказалась удачной. Кроме этого, крылья вертолета
были особенными — они сужались по мере приближения к фюзеляжу, что создавало дополнительную
подъемную силу.
В итоге изящное конструкторское решение дало пять
дополнительных тонн тяги. При этом Ми-12 был очень надежным — даже при отказе
одного из двигателей вертолет мог продолжить полет с использованием
единственной моторной группы. Трансмиссия синхронизировала винты и не допускала
перехлеста лопастей, что на тот момент являлось ноу-хау.
6 августа 1969 Ми-12 поднял груз в 44 205 килограммов на
высоту 2255 метров и установил «вечный» рекорд грузоподъемности для вертолетов.
Как отмечают эксперты, вряд ли это достижение будет когда-либо побито.
Примечательно, что масса полезной нагрузки самого грузоподъемного вертолета в
истории США CH-47 Chinook составляет всего 12 тонн.
Показанный на международном авиасалоне в Ле Бурже в 1971
году Ми-12 произвел фурор — в гиганте могли разместиться почти 200 солдат и тяжелое
вооружение. В итоге ошарашенная американская делегация наградила ОКБ Миля
«Призом Сикорского», который вручается за выдающиеся достижения в
вертолетостроении.
Ми-12 успешно прошел цикл государственных испытаний, однако
его будущее оказалось под вопросом — у военных появились легкие стратегические
ракеты на мобильных пусковых установках. Необходимость в доставке тяжелых ракет
в отдаленные районы отпала. При этом для использования в народном хозяйстве
гигант оказался слишком дорогим.
Всего было построено два опытных экземпляра Ми-12. Один из
них теперь находится в музее ВВС в Монино, а другой хранится на территории
Московского вертолетного завода. Полученный конструкторами опыт не пропал даром
— идеи были использованы при создании другого богатыря Ми-26, который в итоге
стал главным вертолетом-тяжеловозом страны.