Холодная война в 80-е прошлого века близилась к завершению,
но США оставались крайне заинтересованы в изучении возможностей советской
военной техники. С этой целью, а также с целью тренировки своих военных в методах и тактике поведения противника 11 июня 1988 года американцы приступили к эвакуации из Чада брошенного советского ударного вертолёта
Ми-24.
Ми-24 — советский ударный вертолет, разработанный ОКБ М. Л.
Миля, неофициальное название — «Крокодил». Первые опытные образцы были собраны
в конце 60-х прошлого века, серийный выпуск начался в 1971 году. Ми-24 стал
первым в СССР и Европе и вторым в мире (после американского AH-1 Cobra)
специализированным боевым вертолетом.
Эта бронированная, тяжело вооруженная машина засветилась в
множестве вооруженных конфликтов, в том числе в Афганской войне. На сегодня «Крокодил»
насчитывает более 30 модификаций и является самым распространенным ударным вертолетом
в мире.
В апреле 1987 года неудачно севший Ми-25 (экспортная модификация Ми-24) был оставлен в африканской пустыне терпевшей поражение ливийской армией.
США решили «забрать» машину, чтобы обучать своих пилотов летать на технике «противника», несмотря на то, вертолет нужно было забрать примерно в 100 километрах от границы спорной территории рядом с Ливией. Штаты обратились к правительству Чада, переговоры продолжались несколько месяцев и завершились только в мае 1988 года.
21 мая 1988 года президент Рональд Рейган подписал указ о подготовке операции Operation Mount Hope III. Время пребывания в Чаде американских военных было ограничено 67 часами. Власти республики отказались предоставлять им гарантию безопасности. Операция по вывозу вертолета началась 11 июня 1988 года.
Эвакуацию Ми-24 из пустыни на аэродром в Чаде проводил
тяжёлый военно-транспортный вертолёт Boeing CH-47 Chinook, приводит данные
хроник RT. Перед отправкой в Африку экипаж CH-47 Chinook тренировался, перевозя
резервуары с 500 галлонами воды. Подготовка к операции в Чаде проходила в
режиме секретности. На случай форс-мажора, США отправили в Чад два транспортных
вертолета.
Перевозка советской машины осуществлялась под покровом
темноты во время песчаной бури. CH-47 преодолел 900 километров, совершив одну
дозаправку в воздухе. В момент выполнения операции американские вертолёты
сопровождали французские истребители Mirage F1 (в Чаде тогда размещался военный
контингент Франции).
Экипаж CH-47 сфотографировался на
фоне советского вертолета. На фото видно, что несмотря год, проведенный в пустыне, машина не утратила боеспособность, отмечает RT.