Невероятно умная и мрачная сказка от автора «Приюта» и «Невозможное» про мальчика, разговаривающего с 12-метровым монстром из тисового дерева, вышла в российский прокат.
Глубоко несчастный подросток Конор живет в Британии со своей матерью, медленно умирающей от рака, а также с суровой бабушкой в исполнении феноменальной Сигурни Уивер. Отец мальчика живет с новой семьей в Америке, а в школе у Конора не получается завести друзей.
После уроков его регулярно бьют одноклассники, а единственным любимым занятием является рисование. Однажды ночью к мальчику приходит 12-метровый монстр из тисового дерева. Он обещает рассказать Конору три странных истории, а взамен просит, чтобы мальчик рассказал свою — самую страшную.
Уже только одного этого описания сюжета, похожего на «Рождественскую историю» Дикенса, достаточно, чтобы затащить любого думающего зрителя в кинозал. Экранизация подросткового фэнтези Патрика Несса, снятая испанцем Хуаном Антонио Байона, способна напугать сильнее любого продолжения «Звонка», по совпадению вышедшего в российский прокат одновременно с «Голосом монстра».
Ученик превзошел учителя
Специализирующийся на фильмах ужасов режиссёр знаменитой картины «Приют», протеже Гильмермо Дель Торо сделал фильм-признание в любви выдающейся работе учителя — «Лабиринту Фавна». Здесь тоже история и взросление подростка показана через его фантазии, связанными с побегом из реального и жестокого мира в вымышленный.
Важную роль здесь играет не сколько сама история мальчика, а творческое размышление постановщика на очень важные философские темы, возникавшие у каждого из нас в детстве.
У Байоны получился не менее мрачный, депрессивный и безнадежный фильм, чем «Лабиринт Фавна» у Дель Торо. Авторское высказывание в жанре мрачной масштабной сказки делает из «Голоса монстра» самобытный фильм-откровение о том, как не бояться смерти, а также, что добро и зло — вещи довольно относительные.
«Голос монстра» легко может стать такой же классикой, как и вышеупомянутый «Лабиринт Фавна». Сам Байона после трёх сугубо авторских картин уходит работать в жанр чистого мейнстрима. Именно ему студия Universal доверила работать над продолжением «Мира Юрского периода».
Уже по дебютному «Приюту» и тем более по впечатляющему фильму-катастрофе «Невозможное» стало понятно, что Байона — человек большого таланта, способный исполнить на экране самые безумные фантазии. В «Голосе монстре» истории, которые мальчику рассказывает дерево, сыгранного Лиамом Нилсоном, решены в форме графического мультика. Ближайший аналог — фрагмент истории о «Дарах смерти» в одноименном фильме о Гарри Поттере.
Абсурдные, страшные и поучительные истории являются метафорами реальной жизни главного героя — смерти матери и неизбежных изменений, которые за этим последуют. В мире до сих пор хватает места кошмару, смерти, боли и несправедливости. Главное — продолжать верить в волшебство. Фильм Байоны напоминает казалось бы о таких очевидных, но довольно редких для подросткового кино вещах.