Исследователи
из проекта deCODE доказали, что высокий
интеллект и любовь к учебе негативно
отражаются на перспективах продолжения
рода, иными словами,
быть умным невыгодно с точки зрения
эволюции.
В
последние годы ученые активно пытаются
найти гены и мутации, связанные с
развитием аутизма, шизофренией и другими
проблемами с работой мозга, а также
вариации в генах, которые связаны с
аномально высокими или низкими
интеллектуальными способностями.
Подобные «опечатки» в ДНК ученые находят,
сравнивая структуру генов у нескольких
сотен тысяч и даже миллионов людей,
пишет РИА Новости со ссылкой на журнал
PNAS.
Относительно
недавно, как рассказывает Кари Стефанссон
из проекта deCODE, генетики открыли несколько
десятков мутаций и вариаций в ДНК,
связанных с высокой успеваемостью в
школе и университете или высоким уровнем
интеллекта. Стефанссон и его коллеги
решили проверить, как эти вариации
влияют на вероятность продолжения рода,
число детей и прочие важные с точки
зрения эволюции параметры.
Для
этого ученые воспользовались банками
данных компании deCODE, и сравнили между
собой уровни образования и мелкие
мутации в ДНК примерно 110 тысяч исландцев
— около трети от общей численности
населения острова. Так как на уровень
успеваемости влияют десятки и сотни
разных генов, ученые изучали не отдельные
мутации и фрагменты ДНК, а целые группы
генов.
Злой
рок для интеллектуала
В
проведении подобного анализа ученым
сильно помогло то, что Исландия является
достаточно изолированным островом с
хорошо изученной генеалогией населения
и статистикой по успеваемости детей,
родителей, бабушек и дедушек, прабабок
и прадедов и их предков.
В
сумме, как показывают расчеты ученых,
все гены, связанные с уровнем интеллекта
и успешностью в учебе, определяют
примерно 3,7% от того, как хорошо исландцы
справляются с учебой. Отдельные гены
были связаны с интеллектом еще меньше
— в лучшем случае, этот показатель
достигал 0,1%. Это относительно небольшой
показатель, но его хватает, для того,
чтобы определить, есть ли связь между
числом детей, генами и образованием,
или же что ее нет.
Такая
зависимость действительно существует,
и она является отрицательной — иными
словами, чем больше «умных» генов
содержит в себе геном того или иного
человека, тем меньше детей он или она
производят на свет. Что интересно, по
каким-то пока не понятным причинам этот
эффект полностью исчезал, если не брать
во внимание молодежь в возрасте 22-23 лет.
В среднем, если учитывать все население
Исландии, принимавшее участие в этом
исследовании, носители «умных» генов
производили на 6% меньше детей, чем
остальные люди.
Если
перевести это открытие на язык биологии,
то можно говорить о том, что быть умным
невыгодно в эволюционном плане — дети
умных родителей будут оставлять меньше
потомства и чаще умирать без детей, чем
остальные люди. Соответственно, через
некоторое время умные люди должны
полностью уступить место конкурентам
со «средним» уровнем развития, более
успешным в плане размножения и привлечения
противоположного пола.