Учёные Томского политехнического университета создали
топливные аэрозоли. Горючее будет дешевле и экологичнее традиционного топлива,
передаёт пресс-служба вуза.
Технологию томичей можно будет применять для быстрого
розжига котлов ТЭС и котельных, в камерах сгорания дизель-генераторов, а также
в двигателях внутреннего сгорания автомобилей. Технология политехников
поспособствует экономичному использованию топлива, а также снижению уровня
загрязнения окружающей среды.
По словам учёных, одна из главных проблем в энергетике —
поиск условий эффективного зажигания топлива, являющегося важным этапом
подавляющего большинства теплоэнергетических процессов.
«Прежде чем подавать угольное топливо в топку котла, его
необходимо прогревать до высоких температур. Обычно для этого предварительно
сжигают растопочное топливо, например, мазут, дизельное топливо и так далее», —
объяснил руководитель научного коллектива Павел Стрижак.
Топливные аэрозоли помогут уменьшить усилия и сберечь
ресурсы при розжиге топлива. Их получают
с применением технологических и сточных вод, содержащих в себе 3–10 %
органических примесей (бензин, керосин, нефть, турбинное, трансформаторное,
компрессорное масла). Эти примеси не мешают, а даже способствуют измельчению и
лучшему горению топлива.
Полученные жидкости с помощью форсуночных устройств впрыскивают
в камеру сгорания. При нагревании происходит взрыв и образования пара. Этому
способствует перепад давления на границе разнородных компонентов топлива: в
эмульсии — двух разных жидкостей, а в суспензиях — жидкости и твердой частицы. В
итоге мы получается легко воспламеняемые аэрозоли.
«Как показывают наши эксперименты, площадь поверхности
испарения можно увеличить более чем в 15 раз. Это означает, что аэрозоль будет
нагреваться, испаряться и зажигаться в 3–4 раза быстрее, чем при использовании
широко распространенных сегодня систем подачи топлива. То есть, можно
существенно удешевить и ускорить процесс розжига», — добавил учёный.
Использовать такие аэрозоли можно будет не только на
производствах, но и в двигателях внутреннего сгорания автомобилей.