Лайнер Ан-148, принадлежавший «Саратовским авиалиниям»,
разбился в воскресенье в Подмосковье сразу после вылета из Домодедово.
Это вторая катастрофа для самолетов этого типа — в 2011 году в России разбился Ан-148-100Е,
изготовленный для Мьянмы.
Ан-148 задумали в последние годы существования СССР, как
региональный узкофюзеляжный самолет вместимостью, как у Ту-134, но с гораздо
большей дальностью полета. Конструирование лайнера было поручено КБ Антонова,
расположенном в Киеве. Работы начались в начале 1990-х в тесной кооперации с
российскими конструкторами и под требования российских авиакомпаний, в
частности, «Аэрофлота».
Самолет разрабатывался на основе транспортного самолета Ан-74,
который был создан для военных, а также эксплуатации в районах Крайнего Севера.
Поэтому в конструкцию Ан-148 заложен большой запас прочности.
Ан-148 может безопасно работать на грунтовых, ледовых и
заснеженных взлетно-посадочных полосах. Наличие вспомогательной силовой
установки, бортовой системы регистрации состояния систем, а также высокий уровень
эксплуатабельности и надежности позволяют использовать самолеты семейства
практически на любых аэродромах.
Самолет был создан в нескольких модификациях с разной длиной
фюзеляжа и вместимостью. Самая распространенная версия — Ан-148-100В — имеет
взлетную массу 41,95 тонна размах крыльев — 28,91 метра, длина — 29,13, высота
— 8,19 метра. Пассажировместимость — до 85 человек, максимальная дальность — 4
тысячи километров, максимальная скорость — до 870 км/ч, максимальная эксплуатационная
высота полета — 12200 метров.
Самолет Порошенко
На самолет устанавливаются турбореактивные двухконтурные
двигатели Д-436-148 разработки украинского ЗМКБ "Прогресс" им.
академика А. Г. Ивченко. Изготавливаются запорожским предприятием «Мотор Сич» и
НПЦ газотурбостроения «Салют» (Москва).
Первый полет совершил 17 декабря 2004 года. Поступил в
эксплуатацию в июне 2009 года. Серийно производится на Украине на «Серийном
заводе "Антонов"» (Киев) и по лицензии в России — в ОАО
"Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество" («ВАСО»).
Всего было произведено 42 самолета этого типа.
Ан-148 эксплуатируют российские авиакомпании «Россия», «Саратовские
авиалинии», «Ангара». Его используют военно-космические силы России. Президент
Украины Петр Порошенко выбрал этот самолет в качестве президентского борта, что
говорит о надежности лайнера.
Катастрофа в Подмосковье стала второй для самолетов этого
типа. 5 марта 2011 года в ходе учебно-тренировочного полета разбился
Ан-148-100Е, изготовленный для Мьянмы. После вылета с заводского аэродрома ВАСО
под Воронежем самолет упал в Белгородской области. На борту находились шесть
человек, в том числе два пилота из Мьянмы.
Расследование показало, что при отработке экстренного
снижения экипаж превысил скорость на 110 км/ч выше максимально допустимой и
самолет разрушился в воздухе.