Реформу тормозят «несознательные граждане»?
Так считают чиновники мэрии и представители управляющих организаций
В листовках, которые распространяют нынче управляющие компании, нет ничего, чтобы отличало одну из них от другой стандартный набор обещаний и перечисление своих заслуг. Новосибирцы, читая такие «воззвания», обнаруженные в почтовых ящиках, вряд ли смогут сделать для себя какие-то ценные выводы, а тем более немедленно отправиться голосовать.
Фото Сергея ПЕРМИНА
«Наша управляющая компания это обеспечение безопасного и комфортного проживания граждан, предоставление полного объема услуг по надлежащему содержанию многоквартирного дома в соответствии с действующими нормативами, включая контроль за его техническим состоянием», говорится в любой из листовок. А в самом конце приписка, похожая на ультиматум: «В случае, если решение вы не примете, то мэрия г. Новосибирска назначит управляющую компанию самостоятельно, без вашего участия».
Блеф! Если на обещания благополучия и комфортного проживания под управлением какой-то компании еще можно закрыть глаза и поверить на слово, то согласно Жилищному кодексу никто не вправе заставлять граждан ставить подписи (голосовать) за ту или иную организацию. А тем более ограничивать людей в предоставлении жилищно-коммунальных услуг. И если здравомыслящие граждане понимают это, решают подождать с выбором и присмотреться к деятельности компании, то люди преклонного возраста, запуганные угрозами об «отключении воды и света», подписываются на бланках «Решение собственника». Ну а то, как работают управляющие компании в настоящее время, остается предметом обсуждения и депутатами всех уровней, и чиновниками мэрии, и общественностью. Напомним, что недавно состоялось второе заседание координационного совета по реформированию ЖКХ под председательством мэра Новосибирска Владимира Городецкого. Среди прочего на совещании отмечалась плохая работа ряда организаций, и, что характерно, именно тех, кто ведет наиболее активную рекламную кампанию. Основные недостатки в работе плохая уборка придомовых и внутриквартальных территорий, организация расчетов (невозможность подключиться к системе «Город», несвоевременный вывоз мусора, задержки с выполнением заявок электриками и сантехниками. Эти недоработки дали основания Владимиру Городецкому сделать жесткое заявление и призвать управляющие компании «отбросить формальный подход, работать непосредственно с каждым собственником, выходить с ними на прямой диалог».
Об ухудшении ситуации в жилкомотрасли говорилось и на пресс-конференции с участием руководителей департамента ЖКХ и энергетики, представителей управляющих компаний и СМИ. Собравшиеся были единодушны в причинах пробуксовки реформы ЖКХ нехватка квалифицированных кадров, низкая зарплата работников, недостаточная подготовленность нормативно-правовой базы, а также низкая активность населения. Заметим, что под «низкой активностью» в данном случае понимается нежелание людей участвовать не только в заочных голосованиях, но и в проведении собраний по планам ремонта. Представители управляющих компаний на это говорят, что организация, с которой подписала договор районная администрация, вправе собирать с жителей деньги за текущий и капитальный ремонт, но его не проводить, так как только собрание собственников правомочно принимать решения по ремонту.
Но чиновники, отмечая эту проблему, почему-то забывают напомнить, что жители несут дополнительные финансовые обязательства по капитальному ремонту и, естественно, отдавать в кассу управляющей компании «лишние» 35 тысяч рублей не торопятся. Тем более что насчет необходимости ремонта, как сказал директор УК «Октябрьская» Игорь Мудрицкий, «у жителей дома порой противоположные мнения: верхние этажи говорят, что нужна новая кровля, а нижние что им это не нужно«.
Сегодня главная проблема в том, что жильцы действительно не понимают, почему государство самому себе простило долги по капитальному недоремонту и переложило всю его тяжесть на них, собственников жилья.
Руководители компаний »СПАС-Дом« и «Петер-Дуссманн» обратили внимание на проблему тепло- и горячего водоснабжения. Вновь поднимался застаревший, но так до сих пор не решенный вопрос: платить по нормативам, принятым в мэрии, или по фактическому потреблению услуг, как того требуют энергетики? Вроде бы справедливо по факту. Но в подавляющем большинстве многоквартирных домов и квартир нет счетчиков тепла и воды, поэтому население вынуждено платить по выставленным и совершенно неоправданным счетам.
По словам заместителя начальника департамента ЖКХ и энергетики Николая Малая, в мэрии считают, что так называемый «переходный период» должен длиться не более года. И если после этого ситуация в доме (на квартале) не улучшится, то собственники вправе собраться и путем голосования поменять управляющую организацию. И в этом опять противоречие! Какая компания возьмет на себя труд обследовать дома, составлять смету ремонта, утверждать ее на собрании собственников, а потом еще искать подрядчиков и контролировать ремонт? И сделать все это, показать себя необходимо за год! А еще решать проблемы с сантехниками, дворниками и техничками
Думается, что жесткие рамки переходного периода, установленные муниципалитетом, слишком тесны для клубка накопившихся проблем в ЖКХ, еще более осложненных противоречиями в законодательстве и окрашенных в «несознательность» рядовых граждан. Только где взять других людей, которым бы нравились такие реформы?
Наша справка
В настоящее время в Новосибирске работают 29 управляющих организаций различных форм собственности, 7 из них включены в реестр добровольной регистрации при муниципалитете, 2 имеют государственный сертификат на услугу управления многоквартирными домами.